Рынок спорттоваров в РФ близок к насыщению
"В потенциале рынок может составить 9 млрд долларов", – прогнозирует в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" исполнительный директор Ассоциации предприятий спортивной индустрии России Александр Березников. То есть уже к 2011-2012гг. рынок ждет насыщение (при росте 20-30%). И даже в этом случае он будет в 12,5 раз меньше, чем американский рынок сегодня.
Россиянам не до спорта. По данным Sport communication group, в США продажи спорттоваров на 1 человека составляют 330 долларов, в ЕС – 85, а в России – 21. Если в США активным спортом занимаются 40% граждан, а в Германии – 60%, то в РФ – около 12% (данные ABARUS market research).
Учитывая эти факторы, а также высокую стоимость входного билета на рынок спортивных товаров, инвесторы невысоко оценивают его перспективы. И все надежды связывают с вниманием государства к проблеме спортивного развития нации.
Действительно, федерально-целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015гг." предполагает, что к 2015г. активно заниматься спортом будут 30% граждан. То есть число таковых вырастет с 2008г. почти в 3 раза. А затраты 1 гражданина России на спортивные товары составят уже к 2011г. 40 долларов в год, то есть вырастут в 2 раза с сегодняшнего уровня. Это внушает определенные надежды.
Но рынок собственно спортивных товаров в России остается очень узким. Если посмотреть на структуру этого рынка, россиянин тратит свои 20-40 долларов "на спорт" следующим образом: на одежду и обувь – 65%, на спортивный инвентарь – 25% и на тренажеры – 10%. Для сравнения американец тратит свои 163-330 долларов (разные данные) иначе: 45% - на тренажеры, 35% - на спортивный инвентарь и 20% - на одежду и обувь (данные Sport & fashion group).
Граждане России пока только облачаются в спортивную одежду. "В США более развиты дорогостоящие виды спорта: гольф, большой теннис, горные лыжи, – комментирует ситуацию А.Березников. – Россия в большей степени нацелена на дешевые – игровые виды спорта". Дорогостоящие виды спорта, милые американцам, может позволить себе разве что элита России.
Инвестиции в рынок спортивных товаров несколько сдерживает и надвигающаяся демографическая яма в возрастах 20-40 лет. Ведь к 2020г., когда по прогнозам президента России Владимира Путина, средний класс в РФ будет составлять 60-70% населения, само население составит 124-130 млн человек, подсчитали демографы.
"Предприятия спортивной индустрии уже готовятся к этим негативным событиям – парирует А.Березников. – С учетом того, что сейчас все больше людей пенсионного и предпенсионного возраста стали заниматься спортом, это скажется: будущие пенсионеры будут более здоровыми и будут продолжать вести активный образ жизни". Едва ли этот расчет на спортивных пенсионеров оправдан, возражают эксперты-скептики. Скорее, им придется работать за двоих, учитывая сопоставимый рост цен и пенсий.
Пока игроки рынка спорттоваров возлагают надежды на пенсионеров, физвоспитание в российских школах дышит на ладан. Далеко не все из них имеют возможность проводить занятия на своей базе. Например, в Удмуртской Республике спортзалы отсутствуют в 28,7% школ, в Новгородской области - в 28% школ и т.д. Дефицит спортивного инвентаря и оборудования фиксируется повсеместно (спортивные площадки в среднем по России оборудованы лишь на 50-70%), подсчитали в Роспотребнадзоре. "Бывшие площадки заняты машинами, а бывшие стадионы – платные", – констатировал ситуацию главный санитарный врач России Геннадий Онищенко.
Тем временем, по данным ABARUS market research, торговые сети занимают 35% рынка спорттоваров, универсальные магазины – 16, магазины – 15, а теневая торговля – 34%. По словам А.Березникова, "серая зона" сосредоточена в регионах, которыми и будут прирастать спортивные ретейлеры еще 5-6 лет. С 2001 по 2006гг. доля стихийных рынков в торговле спорттоварами в крупных городах, по данным Ассоциации предприятий спортивной индустрии России, снизилась с 70% до 15.
В России 90% реализуемых спорттоваров импортируется из-за границы. О конкуренции с иностранцами может идти речь только в звене торговых сетей. И хотя, по словам А.Березникова, российские производители тренажеров конкурентоспособны, их доля на рынке оставляет желать лучшего. Неудивительно, что правительство оберегает их таможенными пошлинами для импортируемых спорттоваров в 5-15% от их стоимости.