Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Российские мини-маркеты делают первые шаги

Время активного роста на рынке ретейлинга в РФ проходит. Как прогнозируют эксперты, в ближайшие годы его темпы упадут вдвое – до 11-12% в год: уже сегодня отмечается насыщение (и, соответственно, замедление) рынков Москвы и Санкт-Петербурга. Завершая освоение регионов, ретейлерам пора задуматься о диверсификации бизнеса, говорят аналитики.
Российские мини-маркеты делают первые шаги

И хотя сегодня наиболее востребованным форматом остается, конечно, гипермаркет, не стоит пренебрегать ни дискаунтерами, ни магазинами у дома. Например, в США рынок магазинов шаговой доступности растет ежегодно на 15-16%, а в Западной Европе – еще более быстрыми темпами, тогда как в России это направление в зачаточном состоянии.

"Как мы знаем, в эту нишу пробует зайти "Мосмартик". Еще несколько сетей сделали попытки, в том числе "Перекресток" и "Дейли", – напоминает в эфире РБК-ТВ в программе "Сфера интересов" гендиректор сети "Мой магазин" Петр Немилов. – Но результаты на сегодня в большей мере отрицательные. Это совершенно отличный формат от стандартного супермаркета: другая ассортиментная, ценовая политика, особая программа лояльности".

Как ни странно, формат мини-маркетов более сложен, чем проторенный путь мегамоллов. При небольшом объеме инвестирования предполагается долгий срок окупаемости. Возникают проблемы с выбором помещения для данных проектов: в Москве это высокие арендные ставки, цены строительства и т.д. Кроме того, вследствие усложненной логистики возрастают накладные расходы, плюс, учитывая небольшие объемы продаж, приходится мириться с высокими закупочными ценами. Стоит ли говорить о том, что магазинчики у дома не отличаются дешевизной?

Тем не менее, П.Немилов считает этот формат весьма перспективным. "Какие бы кризисы не происходили, в последнюю очередь наши граждане откажутся от продуктов питания, – мотивирует стабильность своего бизнеса гость "Сферы интересов". – Могут отказаться от покупки машин, квартир, но продуты питания они будут приобретать всегда".

Впрочем, возникает вопрос, почему граждане в случае кризиса будут покупать продукты по высоким ценам в мини-маркетах шаговой доступности, когда на те же спальные районы делают ставку дискаунтеры, предлагая больший выбор, чем в мини-маркетах, и по ценам ниже, чем в мегамоллах?

"Своим плюсом – расположением рядом с покупателем – они компенсирует ухудшение ценовых параметров товара, – отвечает П.Немилов. – Программа контроля качества ( недопуска на прилавок просроченных товаров) – это основной залог успеха магазинов шаговой доступности. К тому же продавцы этих магазинов узнают своих покупателей в лицо. Они знают их приоритеты и потребности: "Вам как всегда?" и т.д.".

Одним словом, преимущество магазинов у дома заключается в самом их определении: "у дома". Для инвесторов высокие цены в таких магазинах (компенсирующие покупателям долгую дорогу в гипермаркет с обезличенным обслуживанием) оборачиваются высокой рентабельностью вложений. "Если говорить об аналитике 2007г., обороты с квадратного метра магазина шаговой доступности уступают оборотам с площадей мегамолла, – объясняет П.Немилов, – но вполне сопоставимы с супермаркетами. Наценка ниже, цена выше… Маржа от 25 до 28%, что позволяет быть привлекательными для инвесторов".

Любопытно, что, судя по опыту стран ЕС, вопрос высоких цен в магазинах шаговой доступности все же остается их больным местом. "Там (в ЕС) существует ряд законодательных ограничений, которые помогают малому и среднему бизнесу в этом направлении, – говорит в заключение программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ П.Немилов, – например, ограничение работы мегамоллов по часам и дням недели, что подразумевает под собой безальтернативное посещение магазинов у дома".

В таких условиях, когда плотность конкурентной среды в определенные дни и часы ослабевает, соседством моллов, естественно, никого не напугаешь, возмущаются такой практикой некоторые аналитики.

Добавим, российский рынок розничной торговли входит в десятку крупнейших мировых и в пятерку самых масштабных европейских рынков. По инвестиционной привлекательности ретейлинг в России уступает только индийскому. "Поэтому крупным девелоперам, инвесторам неинтересно связываться с мини-маркетами: вложения в 3-5 млн долларов их не привлекают, – оговаривается директор маркетингового агентства Step by Step Анастасия Птуха, – не тот размах".

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 октября
EUR ЦБ: 104,74 (-0,12)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Курс доллара на 5 октября
USD ЦБ: 94,87 (-0,16)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
В Думе сообщили о разработке законопроекта о запрете квадроберовОбщество, 16:25
Клуб Дзюбы на последних минутах упустил победу в матче РПЛСпорт, 16:17
В Лондоне установили табличку в память о «пережившем» Трасс салатеОбщество, 16:16
ЦАХАЛ заявила о подготовке «серьезного и значимого» ответа ИрануПолитика, 16:03
Москва выставила на торги квартиру на Арбате почти за ₽100 млнНедвижимость, 15:48
Залужный рассказал, против чего в мобилизации он протестовалПолитика, 15:45
В Минобороны заявили о штурме Угледара танком Т-80 без боекомплектаПолитика, 15:42
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Разблокировку соцсети X в Бразилии отложили из-за выплат не на тот счетТехнологии и медиа, 15:35
Марину Сечину переизбрали на пост президента Федерации конного спортаСпорт, 15:19
Ялтинский форум пройдет в УфеПолитика, 15:08
Умерла бывший главный редактор «Союзмультфильма» Татьяна ПапороваОбщество, 14:53
Welt узнал о намерении НАТО создать десятки новых боевых бригадПолитика, 14:40
ФСБ задержала пересекшую границу украинку с болторезом и спичкамиПолитика, 14:35
В приложении Альфа-банка второй раз за неделю возникли проблемы со входомФинансы, 14:28