Операторы сотовой связи налаживают отношения с ритейлом
За счет роста стоимости телефонов и за счет предложения услуг, напрямую с сотовой телефонией не связанных, рынок сотового ритейла по сравнению с результатами 2006г. вырос на 16%. "На текущий момент средняя цена мобильного составляет 240 долларов, что на 18% выше по сравнению с прошлым годом", - отмечает в гостях у программы "Сфера интересов" директор департамента по работе с партнерами ОАО "МТС" Ирина Ткаченко.
"На рынке небольшая доля людей, которые приобретают телефон впервые. В основном рынок сотового ритейла растет за счет замены устаревших моделей телефонов новыми", - говорит вице-президент по маркетингу и рекламе компании "Евросеть" Дмитрий Патрацкий.
В этих условиях, по мнению экспертов, продавцы должны формировать дополнительный ассортимент из цифровой техники, карт памяти, МР3-плееров, аксессуаров, продаж интернет-карт, приема платежей и при этом сотрудничать с сотовыми операторами.
Надо сказать, что операторы сотовой связи тоже заинтересованы в сотрудничестве с торговыми розничными сетями, поскольку ритейлер является связующим звеном между оператором и абонентом. "Сегодня мы идем на сближение с ритейлом, поскольку только продавец может продать нашу услугу и объяснить, как пользоваться нашей связью. Демонстрация услуг нашим абонентам просто необходима, поскольку порядка 15% нашей абонентской базы до сих пор не умеют отсылать sms-сообщения", - говорит представитель ОАО "МТС".
Между тем в Западной Европе сложилась иная система продаж мобильных телефонов – дотационная, когда оператор связи продает контракт, в стоимость которого входит сам аппарат. Продавая телефон с контрактом, операторы мобильной связи оплачивают за абонента большую часть стоимости трубки, в результате чего сам аппарат достается клиенту дешевле его рыночной стоимости. Но с другой стороны, абонент подписывает долгосрочный контракт как минимум на два года, в случае расторжения которого абонент выплачивает существенный штраф оператору.
Эксперты признают, что европейская система продаж сотовых телефонов выгодна и оператору, и розничному продавцу, и потребителям. Главный плюс дотационной схемы в том, что реализуемое оборудование готово поддерживать все услуги операторов и будет доступно практически всем. Но в нашей стране она не заработает до тех пор, пока не будет развита судебная исполнительная власть, отлажена работа с должниками. Иначе бремя не выплаченных долгов ляжет на плечи других абонентов, что приведет к удорожанию услуг операторов.
Надо сказать, что отечественные операторы сотовой связи тоже рассматривают вариант развития собственной розницы. Так, МТС имеет порядка 1,5 тыс. точек продаж под собственным брендом, в планах открыть до 3 тыс. точек. По словам И.Ткаченко, главная цель их проекта – это качественное оказание услуг связи абонентам через собственную розницу. В то же время сети операторов мобильной связи не собираются становиться конкурентами федеральным розничным сетям.