Сбой в работе крупнейших соцсетей и онлайн-сервисов. Главное
Что произошло
Глобальный сбой в работе Facebook, WhatsApp, Instagram произошел после 18:30 мск в понедельник, 4 октября. Не работали как мобильные приложения, так и сайты перечисленных сервисов.
По данным портала Downdetector, который отслеживает работу популярных интернет-ресурсов, большинство жалоб связаны с работой приложений этих сервисов — на них пришлось больше 50% всех обращений. Часть пользователей жаловались на работу сайтов соцсетей, еще часть — на отсутствие соединений с сервером. В пресс-службе Роскомнадзора также подтвердили, что по данным их мониторинга «на территории многих стран фиксируются сбои в работе сервисов Facebook».
Представители Facebook на странице компании в Twitter сообщили, что знают о затруднениях некоторых пользователей при доступе к продуктам компании. «Мы работаем над тем, чтобы как можно быстрее вернуть все в норму, и приносим извинения за возможные неудобства», — сообщили в Facebook. В Instagram пользователей попросили проявить терпение. «Потерпите вместе с нами, мы работаем [над решением проблемы]», — говорится в официальном аккаунте соцсети в Twitter. Официальных версий произошедшего компания не выдвигала. На своей странице в Twitter технический директор Facebook Майк Шрепфер сообщил, что сбои в работе платформ связаны с сетевыми проблемами. Какими именно он не уточнил.
По словам источника The Wall Street Journal, проблема также затронула внутренние коммуникации корпорации: у ее сотрудников не работали рабочие приложения, сервисы для организации встреч и др. Корреспондент The New York Times Шира Френкель сообщила, что у сотрудников Facebook не работают бейджи, из-за чего они не могут попасть в здание компании, чтобы оценить масштаб сбоя.
СNBC уточняет, что это крупнейший сбой для ИТ-гигантов с 2008 года. Представитель хостинг-провайдера REG.RU сообщил, что по состоянию на 00:05 мск компания фиксировала эпизодическую доступность части ресурсов Facebook. К 00:50 Facebook и Instagram частично восстановили работу.
Какие сервисы еще задел сбой
Пользователи начали массово жаловаться на сбои в работе Twitter, Telegram, TikTok, Snapchat и сервисов компаний Google и Amazon. По информации Downdetector, массовые жалобы на неполадки в их работе начали поступать примерно в то же время, что и жалобы на работу сервисов Facebook.
Однако ни один из перечисленных сервисов не подтвердил масштабный сбой. Сервера Telegram испытывают небольшие трудности из-за притока новых пользователей после сбоя работы WhatsApp, сообщила компания в Twitter. Вместе с тем в Telegram отметили, что «рады всем новым пользователям», которые переходят из WhatsApp. Дополнительную нагрузку на сервера в компании не считают критичной, сервера оказались «немного теплыми», а количество новых регистраций резко возросло.
На неполадки пожаловались и пользователи российской социальной сети «ВКонтакте». Глава «ВКонтакте» Мария Краснова опубликовала статистику, согласно которой просмотры видео на этой площадке выросли на 18%, а число отправленных сообщений в мессенджере — на 21%. «За сегодняшний вечер вырос и объем активной аудитории «ВКонтакте» — на 19% по сравнению с вчерашними показателями», — рассказала Краснова. Представитель пресс-службы «Одноклассники» сообщил, что они видят рост активности в использовании сервисов, но «проблем в работе соцсети не наблюдают».
Кроме того, часть пользователей Facebook, Instagram и WhatsApp по ошибке начали массово жаловаться на операторов мобильной связи и провайдеров интернета, считая, что те виноваты в недоступности сервисов. Дело в том, сервис Downdetector фиксирует жалобы пользователей в Интернете на разные сервисы, веб-сайты и приложения напрямую и не проверяя достоверность информации. При этом сами операторы сообщали о стабильной работе сети. «Зачастую, когда технические проблемы возникают на стороне популярного сервиса (социальной сети или мессенджера), пользователи сетуют на сбои у оператора связи, но не всегда это соответствует действительности. Так, например, случилось и сегодня, когда неполадки возникли на стороне сервисов Facebook, Instagram и WhatsApp по всему миру, но некоторые пользователи в России по традиции приняли это за сбой на стороне оператора», — прокомментировал представитель пресс-службы «ВымпелКома» (бренд «Билайн»).
Что говорят эксперты
Руководитель группы сопровождения клиентов «КРОК Облачные сервисы» Ренат Сайфутдинов сказал, что сбои в работе Facebook происходят регулярно, но, в отличие от последних случаев, сейчас речь идет о глобальной аварии.
«В подтверждение этой версии говорит то, что ресурсы оказались недоступны для жителей самых разных регионов: от США и Аргентины до Европы и России. Кроме того, для каждого отдельного сервиса, как правило, используются обособленные вычислительные, телекоммуникационные инфраструктуры, так что в случае одного локального сбоя на программном или сетевом уровне остальные сервисы продолжают работать. Но в данном случае все сервисы «легли». Скорее всего, причина в самом ЦОД, на базе которого они работают», — пояснил Сайфутдинов.
Руководитель департамента аудита информационной безопасности Infosecurity Сергей Ненахов рассказал РБК, что проблемы могут быть на разных уровнях, но на данный момент они наблюдаются со стороны DNS — системы доменных имен. «Из 20 популярных DNS-серверов, только два нам выдали IP-адреса домена facebook.com. Простыми словами, это означает, что когда пользователь вводит в адресной строке браузера имя сайта или запускает приложение на смартфоне, устройство просто не понимает, к какому серверу нужно подключаться. Все равно что звонить контакту из телефонной книги, в котором стерт сам номер, а осталось только имя человека, пояснил Ненахов. «Почему это произошло, нужно разбираться. Это может быть как хакерская атака на корневые DNS-сервера, так и сбой непосредственно в инфраструктуре самого Facebook», — отметил эксперт.
Похожей версии придерживается и независимый журналист-расследователь Брайан Кребс, автор бестселлера Spam Nation. По его мнению, что-то внутри Facebook послужило причиной аннулирования ключевых цифровых записей, которые указывали компьютерам и другим подключенным к интернету устройства, как найти нужный «пункт назначения» в интернете.
Технический директор REG.RU Александр Хакимов считает наиболее верной версию, описанную пользователем Reddit, по которой ресурсы Facebook и сама соцсеть стали недоступны из-за сбоя на инфраструктуре bgp-пиринга (протокола, который используется для соединения автономных систем). А сбой в самой инфраструктуре произошел из-за ошибки в настройках, «так как файл с настройками маршрутизатора, содержащий ошибку, был выкачен на сетевое оборудование Facebook перед аварией». «Инфраструктура bgp-пиринга отвечает за обмен информацией между маршрутизаторами, то сейчас маршрутизаторы Facebook не знают, куда пересылать сетевые IP-пакеты (набор данных, передаваемых в сети, куда входят запросы пользователей, IP-адреса отправителей и получателей и другая техническая информация)», — объясняет Хакимов.
С этой версией соглашается и первый заместитель гендиректора RU-CENTER Андрей Кузьмичев: «Это привело к тому, что сети внутри дата-центров оказались отрезанными от мира. К ним нельзя подключиться удаленно, чтобы исправить маршрутизацию, а инженеры в дата-центре не обладают нужной квалификацией».
«Сейчас уже официально подтверждено, что причина инцидента - изменение конфигурации магистральных маршрутизаторов, которые координируют сетевой трафик между центрами обработки данных Facebook. Нарушение сетевого трафика оказало каскадное влияние на способы связи с центрами обработки данных, в результате чего внешние и внутренние сетевые услуги были остановлены. Скорее всего это только следствие. Официальная версия причин возникновения глобального сбоя, возможно, призвана сместить фокус проблем на внутренние технические сложности компании, которые при этом довольно слабо объясняют недоступность других платформ, не связанных с Facebook», - обращает внимание IT-директор СберСервиса Сергей Бобров.
Уже после того, как работа сервисов начала восстанавливаться, эксперты одного из крупнейших в мире облачного провайдера Cloudflare опубликовали отчет, в котором указали в качестве причины сбоя, произошедшего в сервисах Facebook, неправильно обновленные маршрутизаторы. Загруженное с ошибкой обновление привело к недоступности DNS-сервера Facebook. Проблемы с другими сервисами приложениями в Cloudfare связали с возросшим количеством запросов от пользователей. «DNS-сервера по всему миру были вынуждены обрабатывать в 30 раз больше запросов, чем обычно, это потенциально могло вызвать проблемы с задержкой и временем ожидания для других платформ», — указали эксперты.
Реакция фондового рынка
Глобальный сбой соцсетей наложился на волну распродаж на американском фондовом рынке, особенно в высокотехнологичном секторе. С самого начала торгов индекс Nasdaq ушел вниз на опасениях, что отрасль может стать главным пострадавшим от ужесточения политики ФРС. Акции Facebook упали на открытии торгов в США и вернулись к уровням 20-х чисел мая 2021 года. По данным на 22:00 мск, они торговались у отметки $324,7 за одну акцию, при том что последняя торговая сессия закрылась на цене $343,01 за акцию. Состояние основателя Facebook Марка Цукерберга на фоне глобального сбоя в работе компании и принадлежащих ей соцсетей снизилось на 5,11%, или $6,3 млрд, следует из рейтинга миллиадеров Forbes, который обновляется в реальном времени.
Акции материнской компании Google — Alphabet — к 22:00 мск упали на 2,13% и торговались у отметки $2672,7. Акции социальной сети Twitter, которую не задел глобальный сбой, потеряли 6,37% стоимости.
В целом высокотехнологичный фондовый индекс NASDAQ упал по состоянию на 22:30 мск 4 октября более чем на 2,45%.