Пекинский смог: в столице Китая продают "консервированный" воздух
Пекинцы, отчаявшиеся дождаться решительных мер правительства по борьбе со смогом, начали массово скупать "консервированный" воздух. За 10 дней было продано более 8 млн банок с чистым воздухом, производство которого освоил китайский миллионер и филантроп Чэнь Гуанбяо.
За 80 центов можно купить банку воздуха размером с пивную с различными ароматами – например, "Нетронутый Тибет" и "Постиндустриальный Тайвань". "Если мы не примем решительных мер, через десять лет наши потомки вынуждены будут постоянно носить защитные маски и баллоны с кислородом", - заявил предприниматель в интервью The Guardian.
Как отмечает журналист Василий Головнин в своем блоге на сайте "Эха Москвы", на площади Тяньаньмэнь в китайской столице "плоховато виден даже висящий на стене знаменитый портрет председателя Мао". По его словам, местные СМИ утверждают, что вдыхание пекинского воздуха в течение одного дня равносильно выкуриванию 21 сигареты.
По данным совместного исследования Greenpeace и Школы национального здравоохранения при Пекинском университете, в 2012г. в столице КНР из-за смога скончались 8,5 тыс. человек.
Отметим, что частицы PM2,5 способны проникать глубоко в легкие, оседать внутри альвеол и вызывать астму и другие болезни дыхательных органов.
Как пишет газета "РБК daily", загрязнение воздуха в Пекине и его окрестностях обходится городу почти в 40 млрд долл. в год. Основными виновниками смога, который с начала 2013г. почти непрерывно висит над столицей, признаны крупнейшие в стране нефтяные компании - China National Petroleum Corp (CNPC) и Sinopec, которые отказываются улучшить качество дизельного топлива.
В отчете Accenture Sustainability Services APAC отмечается, что мегаполис ежегодно теряет из-за загрязнения воздуха от 19 млрд до 39 млрд долл. В эту сумму входят медицинские и транспортные расходы.
Китайские власти долгое время отказывались публиковать данные экологического мониторинга, но возмущение жителей и подробное освещение проблемы даже в лояльных правительству СМИ все же дали результаты. Чиновники закрыли 103 промышленных предприятия и снизили на 30% число выездов государственных автомобилей. Однако эти временные меры заметного влияния на качество пекинского воздуха не оказали, поскольку основным источником загрязнения являются частные автомобили.
Во вредных выбросах автомашин власти винят CNPC и Sinopec. Эти компании, несмотря на директивы Министерства охраны окружающей среды, нарушили нормы выбросов для дизельных грузовых автомобилей и автобусов. В 2012г. вступили в силу нормы, предусматривающие снижение содержания серы в топливе. Однако проверка выявила, что компании не перешли на новый стандарт, говорится в сообщении Центра по контролю за выбросами выхлопных газов.
Сейчас Министерство окружающей среды готовит новую директиву – ужесточение стандарта, которое снизит выбросы твердых примесей и оксида азота на 80 и 30% соответственно. CNPC и Sinopec отказываются нести в одиночку расходы, связанные с изменениями.
Аналитики подчеркивают, что власти должны пойти навстречу компаниям, предложив им льготное налогообложение и согласившись на рост цен на их продукцию (сейчас литр дизеля стоит в КНР 1,38 долл.). "Придется сказать населению: цены на топливо значительно вырастут. Нельзя иметь сразу и чистый воздух, и низкие цены", – уверен профессор Энергетического исследовательского института при NDRC.
Если в дело не вмешается высшее руководство страны, война между министерствами и нефтегигантами затянется на долгие годы, заключают эксперты.
Фото globallookpress.com