МВД захотело получить доступ к телефонным контактам россиян за ₽63 млн
МВД разместило 4 февраля на сайте госзакупок аукцион на доработку своего мобильного приложения, которая предусматривает доступ к телефонным контактам его пользователей. Первым на тендер обратил внимание «Коммерсантъ».
Как следует из технической документации контракта, подрядчик должен добавить в приложение МВД России, позволяющее оперативно связываться с полицией и получать информацию о штрафах, новый модуль «Антимошенник». Он позволит пользователям распознавать звонки с номеров злоумышленников — приложение будет сравнивать входящие звонки с базой данных МВД.
При этом для работы модуля ему будет необходим доступ к телефонной книге пользователя. Начальная цена тендера составляет 62,9 млн руб.
РБК обратился за комментарием в МВД.
Опрошенные «Коммерсантом» эксперты считают, что таким образом МВД хочет в том числе пополнить свою базу данных телефонных номеров. По словам директора центра Solar appScreener Даниила Чернова, для обычной проверки входящих вызовов на возможное мошенничество, приложению не требуется доступ к телефонной книге. Зато это позволит найти мошенников среди контактов пользователя.
Глава отдела информационной безопасности «СерчИнформ» Алексей Дрозд рассказал, что модуль «Антимошенник» является аналогией популярных приложений Get Contact и Who Calls, которые позволяют узнать, как тот или иной номер записан в телефонных книжках других пользователей. Однако фактически такие сервисы собирают базы данных номеров.
«Для определения неизвестных вызовов в Kaspersky Who Calls не нужен номер телефона и список контактов: приложение не скачивает данные пользователей и не публикует их. С его помощью нельзя узнать, как человек записан у других пользователей», — сообщил позднее РБК представитель «Лаборатории Касперского».
Эксперты не отрицают, что обновленное приложение МВД может усложнить жизнь мошенникам. Однако сбор данных ведет к риску их утечки, поскольку обработка будет вестись на сторонних серверах.
Аналитики информационно-аналитического агентства TelecomDaily в ноябре прошлого года пришли к выводу, что больше всего данных о пользователях собирают социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также приложение госуслуг.
Эксперты оценивали сбор данных по 30 категориям — имя, электронный адрес, номера мобильных телефонов, возраст, пол, данные о семейном положении, образовании и работе, родственниках, интересах, текущее местоположение, серийный номер и другие данные устройства. Сбор информации по всем пунктам принимался за 100%. «ВКонтакте» по этой оценке собирает более 83% сведений о пользователях, госуслуги и «Одноклассники» — более 63%.
В топ-10 приложений по объему собираемых данных также вошли Facebook, сервис поиска работы HeadHunter, онлайн-магазин Ozon, приложения «МегаФона», Тинькофф Банка, Сбербанка, Qiwi.
Во «ВКонтакте» и «Одноклассниках» объяснили сбор данных о пользователях тем, что они самостоятельно вносят большинство сведений о себе в анкеты социальных сетей.