Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

РФ определилась с импортом самолетов

"Точка невозврата" в деградации гражданского авиастроения РФ уже пройдена, делают горький вывод некоторые эксперты. Российские авиакомпании выстраиваются в очередь к Airbus и Boeing, а правительство временно отменяет пошлины на дальнемагистральные широкофюзеляжные самолеты.
РФ определилась с импортом самолетов

"Проблема в том, что перевозчикам нужны самолеты сегодня, а промышленность выпускает в год 5-8 машин, – объясняет в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" гендиректор Ассоциации агентств воздушного транспорта Юрий Шабунин. – Даже Ту-204 и Ту-214, которые есть сейчас на рынке, не удовлетворяют спрос: он существенно превышает предложение".

"Государство сделало выбор в пользу импорта, – заключает директор аналитического департамента УК "Ингосстрах Инвестиции" Евгений Шаго. – Сначала отменили пошлины на дальнемагистральные самолеты, сейчас речь идет о том, чтобы отменить пошлины и на среднемагистральные. Да, они отменены временно, но эта временная отмена может повторяться неоднократно".

Напомним, единственным реальным проектом в российском авиапроме остается Sukhoi SuperJet 100 (SSJ 100), ниша которого (региональные самолеты до 110 мест) защищается пошлинами. И хотя запланированный на конец 2007г. первый полет SSJ-100 не состоялся, задержка в реализации проекта пока что не критична.

Однако не стоит переоценивать возможности SSJ-100. "Даже если проект будет успешен и ежегодно будет продаваться по 50-60 машин, Россия не сможет занять больше 5-6% мирового рынка региональных самолетов, – считает Е.Шаго. – А внутренний рынок очень узок. Грубо говоря, ставить на линию между Москвой и Новосибирском самолет в 100 мест нерентабельно, нужно 150 и больше. Стоместный самолет нужен для полетов между городами поменьше, либо он стоит на замене более вместительного самолета на случай, если не набралось 150 человек".

Но рынок 150-местных воздушных судов прочно держат европейская компания Airbus (принадлежит аэрокосмической корпорации EADS) и американская Boeing. Таким образом, РФ в лице Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), производящей SSJ-100, составит в будущем конкуренцию Бразилии (Embraer), Канаде (Bombardier) и Китаю (ARJ-21).

"Рынок для SSJ-100 безусловно есть, – говорит Ю.Шабунин. – Если мы вспомним, какая была география полетов в прежние годы и что мы сегодня имеем! Но региональные переводчики без поддержки государства, региональных бюджетов этой задачи не решат". "Частным инвесторам нужна доходность и возвратность. Ни того, ни другого никто гарантировать в этом секторе не может, – соглашается Е.Шаго, также возлагая надежды на государственную поддержку региональной авиации в форме ЧГП – частно-государственного партнерства, о котором сегодня так любят рассуждать чиновники.

Но в любом случае речь идет только о сохранении ниши региональных самолетов. Другой проект ОАК – ближнемагистральный МС-21 вместимостью от 150 до 210 мест – планируется к запуску в 2015г., и далек от реализации (предполагается, что эти самолеты заменят Ту-204/214).

"Наверное, правительству нужно четче обозначить категории воздушных судов, которые Россия будет производить, и сказать себе правду про те типы воздушных судов, которые мы производить не сможем, – говорит в заключение программы "В фокусе" на РБК-ТВ Е.Шаго. – И тогда, например, полностью отменить пошлины".

Иными словами, России предлагается полностью открыть свой рынок для западных грантов и довольствоваться незначительной нишей региональных самолетов на внешнем и внутреннем рынках.

Проблемы российского авиапрома упираются в недостаточное финансирование, в отсутствие кадровой политики. Тем печальнее, что, несмотря на амбициозную риторику кураторов ОАК, и Airbus, и Boeing имеют свои инженерные центры в России, где успешно разрабатываются отдельные детали в том числе и для Dreamliner, и для А-380, и для будущего А-350. "Создание самолета – сложный и длительный процесс, требующий интеграции усилий подобных инженерных центров, – говорит Е.Шаго. – И вот этого мы делать не умеем. Хотя в советское время умели".

Остается довольствоваться пока что сильными позициями России на рынке военной авиации, хотя и здесь нельзя терять времени. "Китайцы воспроизводят Су-27, – напоминает Ю.Шабунин. – Есть реальная угроза, что они подвинут нас на рынке военной авиации".

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице 

с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения 

для семей с детьми

Видовые квартиры 

в высотных башнях

Варианты с мебелью 

и встроенной техникой

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Авиация"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 18:37
Как раскрыть потенциал своих детейРБК и ГК «Родина», 22:30
NBC узнал о желании Трампа завершить конфликт на Украине «в первый день»Политика, 22:06
Российские экспортеры приостановили поставки пшеницы в СириюБизнес, 21:50
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 21:40
Отец футболиста сборной Германии признался, что подделал возраст сынаСпорт, 21:37
В Госдуме объяснили блокировку ViberПолитика, 21:36
На прямую линию Путина запретили приносить большие флаги, плакаты и дроныПолитика, 21:34
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В АТОР уточнили слова вице-президента о «воспитании» абхазского бизнесаОбщество, 21:19
FSNN сообщила о прибытии бортов Ил-76 на ХмеймимПолитика, 21:14
Киев раскрыл, куда украинцы потратили «Вовину тысячу»Политика, 20:59
Посланник Трампа по Украине оценил сроки завершения конфликтаПолитика, 20:34
Для управленцев-технократов: на чем будут ездить российские чиновникиРБК и Автоваз, 20:33
Зурабишвили отказалась покидать дворец президента по истечении срокаПолитика, 20:30
Российский пловец в 18 лет выиграл третье золото на чемпионате мираСпорт, 20:25