Социологи назвали пять стимулов для нежелающих вакцинироваться россиян
Надежные данные о безопасности вакцин, в том числе при хронических заболеваниях, возможность выбора разных препаратов, доступ к поездкам за границу, давление со стороны работодателя — такие факторы назвали участники исследования РАНХиГС, отвечая на вопрос, при каких условиях они готовы вакцинироваться.
В исследовании приняли участие 1,4 тыс. россиян, интересующихся темой вакцинации. Опрос проводился онлайн, в том числе через соцсети РБК. Выборка не случайная — она приведена к половозрастной структуре по Росстату, но сдвинута в сторону городского населения и слоев с высоким доходом и высшим образованием. «Исследование затронуло предполагаемый «авангард прививочной кампании» — наиболее информированные и пострадавшие из-за коронавирусных ограничений социальные группы, заинтересованные в окончании пандемии», — говорит руководитель исследовательской группы, директор Центра полевых исследований Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Рогозин. В частности, одна из особенностей выборки — высокая доля тех, кто уже вакцинировался от COVID-19: среди всех респондентов таких 24%.
Согласно планам Минздрава, до середины июня от коронавируса будут привиты более 30 млн россиян. «Сейчас подписан договор на поставку 30 млн доз вакцины «Спутник V», и будут еще дополнительные поставки «ЭпиВакКороны», — говорил на прошлой неделе министр здравоохранения Михаил Мурашко. К началу апреля в целом по стране первую дозу вакцины от COVID-19, согласно подсчетам РБК на основе опросов региональных оперативных штабов и минздравов, получили 6,93 млн человек (4,74% от всего населения).
Чистых «антипрививочников» в изученной авторами исследования группе достаточно мало: только 11% ответивших считают, что от любых прививок больше вреда, чем пользы. Доля тех, кто считает, что вреда больше от антиковидной вакцины, почти вдвое выше — 21% (наиболее популярен такой вариант ответа у жителей регионов с доходами до 100 тыс. руб., а также у работающих людей без высшего образования). Чаще всего, объясняя, почему вакцина от COVID-19 вредна, респонденты называли различные «побочные эффекты» (обострение хронических заболеваний и т.д.).
Среди тех, кто не привился, достаточно много таких, кто готов согласиться на вакцинацию при определенных условиях, — 31%. Чаще всего условия, при которых люди готовы вакцинироваться, связаны с необходимостью дождаться результатов апробации вакцины и надежных данных о ее безопасности.
Второе по популярности условие — наличие выбора между разными вакцинами, в том числе произведенными за рубежом. Примерно поровну респондентов называют отечественную или импортную вакцину более эффективной (18 и 19% соответственно). При этом, согласно опубликованному в марте исследованию Credit Suisse, вакцине местного производства в России доверяют менее 40% опрошенных. Это самый низкий результат в восьми странах, в которых проводилось исследование (Россия, Турция, Индонезия, Бразилия, Мексика, Индия, Таиланд и Китай).
Большие группы участников опроса РАНХиГС указывали в качестве условий вакцинации ее качественное медицинское сопровождение и получение возможности выезжать за границу.
Наконец, некоторые респонденты рассказали о том, что для них значимым фактором может стать только внешнее давление — угроза увольнения или резкое обострение эпидемиологической ситуации.
40% из тех, кто не собирается прививаться, не готовы это делать ни при каких условиях. Чаще всего (примерно в половине случаев) такой ответ можно было услышать от жителей регионов с доходами меньше 100 тыс. руб., а также от людей без высшего образования.
Кто не хочет вакцинироваться?
Среди участников опроса примерно поровну тех, кто переболел коронавирусом сам или у кого болели члены семьи (42%), и тех, кто не болел (44%). 48% респондентов считают, что на сегодня угроза их здоровью от распространения коронавируса либо незначительна, либо ее нет вовсе.
Выше всего доля тех, кто уже получил вакцину, среди жителей Москвы и регионов с доходами более 100 тыс. руб. (больше 30%). Собираются вакцинироваться 23% респондентов.
Доля тех, кто не собирается вакцинироваться, выше среди россиян с доходом менее 100 тыс. руб. в месяц, живущих в Москве (47%) и регионах (49%), при том что среди людей с более высокими доходами из Москвы и регионов доля тех, кто не собирается прививаться, не превышает 30% при средних по выборке 40%. Среди людей без высшего образования не планирует вакцинироваться примерно каждый второй.
«По-видимому, опасность коронавируса в их сознании отступает под натиском других, более насущных проблем. И если на старте пандемии говорили, что она ударяет в первую очередь по пожилым и состоятельным жителям «золотого миллиарда», то сегодня можно с уверенностью говорить, что более бедные и менее образованные слои населения оказываются и самыми беззащитными — в силу неспособности принять пандемические риски всерьез», — рассуждают авторы исследования.
Большое количество тех, кто не собирается вакцинироваться, коррелирует с результатами исследования Credit Suisse, согласно которому в России лишь около 30% опрошенных готовы к вакцинации, что стало самым низким результатом среди восьми стран, где проводилось исследование.
О том, что пройти вакцинацию в их населенном пункте сложно, говорят немногие — только 15% участников исследования РАНХиГС. Такой ответ чаще встречался у представителей регионов, чем у жителей столицы (12–16% респондентов в зависимости от имущественного положения против 2–6%). Cреди проблем, которые называют респонденты, доминируют организационно-бюрократические, а также отсутствие исчерпывающих врачебных консультаций.
Доверие к информации
Коронавирус достаточно прочно присутствует в информационной повестке участников опроса — ежедневно так или иначе сталкиваются с новостями о COVID-19 82% респондентов. В то же время в полной мере распространяемой в СМИ официальной информации о ситуации с вирусом в России доверяют только 6% опрошенных. Еще 18% доверяют этой информации «в значительной мере». Больше всего респондентов — 44% — доверяют официальной информации о COVID-19 «лишь отчасти», однако достаточно высока доля тех, кто совсем не верит в получаемую информацию: среди всех респондентов таких 29%, причем наиболее скептичны мужчины старше 35 и 55 лет (35 и 38% соответственно).
Согласно результатам опроса, высокий уровень недоверия к официальным данным о ситуации с вирусом демонстрируют работающие люди без высшего образования — на это указали 41% респондентов из данной группы (для сравнения: среди людей с высшим образованием, занятых в различных отраслях, доля тех, кто совсем не доверяет официальной информации, ниже 30%). «По-видимому, в данном случае правильнее говорить не о доверии как таковом, а о способности жить в условиях неопределенности. Менее образованные слои, как выясняется, меньше «доверяют» информации — не потому, что они менее лояльны властям или СМИ, чем образованные, а поскольку воспринимают саму обстановку неопределенности, транслируемую медиа, как угрозу своему благополучию», — заключают авторы исследования.