Эксперты ВШЭ измерили рост непонятности российских законов
Уровень непонятности российских законов, измеренный по методике Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ, за прошедший год увеличился, пишет газета «Коммерсантъ».
«Эксперты отмечают, что законы год от года становятся сложнее для восприятия из-за длины предложений, обилия причастных оборотов и других особенностей текста. Проблему удобочитаемости и понятности законов признают и в Госдуме: решить ее предполагают за счет новых рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов», — сообщила газета.
Сложность для восприятия текстов ученые оценивали по нескольким критериям: доля глаголов (чем их больше, тем понятнее), отношение количества зависимых слов к общему числу слов в тексте, а также количество обособленных оборотов, слов в одном предложении, грамматических основ (связка подлежащего и сказуемого) в сложном предложении, слов в абзаце и др.
На основе этих параметров рассчитывается индекс синтаксической сложности законов (ИСЗ): его значение для самого непонятного текста составило 65, а для самого ясного — 16. Усредненный индекс, который рассчитали для более 600 федеральных законов, в этом году составил 40,1 против 39,9 в прошлом.
Ученые отметили, что статьи в законах стали длиннее, а в предложениях появилось больше зависимых слов и обособленных оборотов.
В топ-10 самых сложных для восприятия законов попали акты, регулирующие пенсионное обеспечение, вопросы соцзащиты и исполнительного производства для жителей Крыма и Севастополя.
Конституционная реформа также привела к усложнению законодательства, причем менее понятным стал сам Основной закон — его ИСЗ повысился на четыре пункта и достиг 28. Однако Конституции еще далеко до закона о порядке формирования Совета Федерации, индекс сложности которого поднялся до 52.
В 2020 году Всемирный банк оценил, что по качеству государственного регулирования Россия осталась в нижней части списка стран мира. Большинство индикаторов — подотчетность обществу, политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность правительства, верховенство закона и контроль над коррупцией — остались по итогам 2019 года без изменений, за исключением индекса эффективности госуправления. В нем Россия, неизменно занимавшая позиции ниже среднего, впервые получила положительный балл (0,15 после минус 0,06) и вошла в 42% лучших стран.
Общее значение индекса качества госрегулирования для России повысилось с минус 0,55 до минус 0,43, но осталось в отрицательной зоне. Максимальные позиции в этом индексе заняли Сингапур (2,16), Гонконг (1,98), Новая Зеландия (1,88), Австралия (1,87) и Нидерланды (1,86).