Россия опережает ЕС по объемам потребления fashion-индустрии
Другие сегменты рынка (средний и люксовый) также имеют хорошие перспективы, ведь рынок освоен лишь наполовину - его насыщение ожидается только к 2012г.
"Потенциальная емкость рынка, исходя из доходов населения и возможных трат, оценивается на уровне 50-60 млрд долларов, - заявила в эфире телеканала РБК в программе "В фокусе" директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. - Сегодня объемы рынка достигают около 30-35 млрд долларов (то, что прошло через кассы и фиксировано на таможне). Таким образом, рынок сохраняет немалый задел роста – почти 100%".
"По нашим данным, в 2006г. доля ввозимой в страну fashion-продукции увеличилась на 75%", - поделился директор по корпоративному развитию компании Glance Андрей Куприянов. Дело в том, что барьер входа на рынок модной одежды невысок, и ежегодно сюда устремляется множество новых игроков. "Имея 2 млн долларов, несложно съездить в Гуаньчжоу и, закупив там пару коллекций, войти в массовый сегмент, - объясняет эксперт. - Но если взять на входе долю в 1-2% достаточно легко, то затем возникает неизбежная проблема: как ее удержать".
Тем временем старожилы рынка решают проблемы расширения бизнеса, размещая новые производства в Юго-Восточной Азии или в Восточной Европе, тогда как некоторые из них делают заказы на пошив одежды исключительно в Италии. Локализация фабрик является отчасти и критерием сегментации рынка: соответственно, одежда экономкласса, средний сегмент и одежда класса люкс. Все они различаются спецификой брендирования магазинов и продвижения товаров.
В люксовом сегменте, например, отмечается тенденция к открытию монобутиков. "Если еще в конце 90-х гг. в одежде ценилась индивидуальность, сегодня важно быть в тренде: теперь бренды должны показывать сами себя, и модно одеваться так, чтобы всем все было понятно, что на тебе и т.д.", - резюмирует директор направления Marc by Marc Jacobs компании Landau Fashion Group Сергей Лядин.
Брендирование люксовой одежды специфично. Так, по словам А.Лебсак-Клейманс, мода брендируется только через Европу. Мало того, "дизайнер должен быть членом элитарного сообщества, трендсеттером и публичным персонажем, который говорит на одном языке с делателями мнений: музыкантами, политиками и т.д.". При этом в последние 1,5 года, по наблюдениям эксперта, интерес инвесторов к российским люксовым дизайнерам повышается: "сказывается патриотизм". Среди таких успешных модельеров чаще называют имена Дениса Симачева, Алены Ахмадулиной, Александра Терехова и др. (первый, к слову, прославился использованием в своих коллекциях символики СССР и Олимпиады-80).
Любопытно, что модная одежда в среднем сегменте также брендируется через Запад (по мнению С.Лядина, в большей степени через Голливуд, чем через европейские подиумы). И отличие промышленного дизайнера от люксового состоит лишь в "удаленности" первого от красных ковровых дорожек. Промышленный дизайнер, образно говоря, в большей степени ориентирован на продажу одежды, чем уровня жизни как такового. А.Куприянов считает первую задачу более трудной: "Одно дело одевать в талантливую одежду миллион человек – другое – горстку".
Тем интереснее, что одежда российских модельеров для среднего сегмента едва ли нашла бы спрос в Европе (несмотря на "глобализацию вкусов"). "Это авангард!" - вынесли вердикт покупатели по поводу одной из таких коллекций, представленной на последней выставке модной одежды "CPD woman-man" в Дюссельдорфе. "Богатство" только начинает приходить в нашу страну, - объясняет А.Куприянов, - и потребность продемонстрировать свой успех слишком высока".
Отличается одежда среднего сегмента и характером продвижения: если в люксовм сегменте мультибрендовые бутики уступают место монобутикам, то средний сегмент приемлет любые формы продаж (как, впрочем, и сегмент экономкласса). Средний сегмент в отличие от люкса ориентирован не на избранность, а, напротив, на массовость. И в основном продажа такой одежды производится через мультибрендовые ритейловые сети, зачастую развивающиеся в рамках, например, франчайзинга. Кстати, если раньше в России таким способом развивались только иностранные сети, в последние 2 года появилась масса российских франчайзеров (Sela, "Гота", "Партизан", "Ло", "Глория Джинс", SENSUS и пр.). Потребностью в эффекте масштаба подтверждается растущая конкуренция в среднем и экономичном сегментах.
Добавим, что серый импорт одежды из Китая, Турции и т.д. по-прежнему имеет место в России. А значит, спрос на дешевую, пусть и некачественную одежду, сохраняется, "что позволяет отечественным производителям больше не ориентироваться на низкодоходное население, а ориентироваться на растущий средний класс и бороться за качество", - заключает А.Лебсак-Клейманс.