Воздуха в батискафе осталось на сутки: спасатели могут опоздать
В то же врем, на освобождение АС-28 от рыбацких сетей может потребоваться несколько суток, сообщает радиостанция "Эхо Москвы", ссылаясь на данные экспертов. Кроме того, сообщается, что японскому спасательному судну, которое сейчас идет в район бедствия, потребуется более трех суток, чтобы добраться туда. При наиболее благоприятном стечении обстоятельств японские спасатели достигнут цели лишь к понедельнику.
В настоящий момент также известно, что руководство ВМФ России обратилось с просьбой о помощи к командованию Тихоокеанского флота США. Однако трудно прогнозировать, успеют ли американцы помочь российским морякам.
Как заявил в интервью "Эхо Москвы" кандидат технических наук, гидронавт СССР Алексей Рулев вариантов спасения экипажа батискафа достаточно. В частности, эксперт сказал, что спуски на гелиокислородной смеси в специальных костюмах и в колоколе возможны на 300 и даже 450 метров. "Я не сомневаюсь, что на японском спасательном судне такой колокол имеется, - заметил он. – Спуск в колоколе водолазов, разрезание сетей, освобождение рулевой группы аппарата возможно, в Военно-морском флоте имеются такие подготовленные водолазы, основной вопрос - насколько подготовлена техника".
А.Рулев, который является одним из разработчиков корабля по подводно-техническим работам для сварки под водой трубопроводов заявил, что для спасения моряков также можно использовать именно этот аппарат. По словам эксперта, судно создавалось в 80-е годы и сейчас стоит на Каспии. "Все находится в модульном варианте, и модуль можно загрузить на самолет и забросить в точку нахождения аварийного подводного аппарата за 12 часов", - заметил А.Рулев. В том случае если батискаф действительно зацепился за сеть, еще до прихода японских спасательных судов можно лебедкой или краном зацепить сеть и дернуть вместе с аппаратом. "Существуют и другие методы спасения аппарата", - добавил А.Рулев.
Что касается ситуации в целом, то А.Рулев отметил, что "международные стандарты предусматривают 72 часа нахождения людей в подобном батискафе, так как в течение этого времени спасательное средство может быть доставлено в любую точку Мирового океана".
"В целом сети на грунте – не редкость, это самый опасный момент для подводных аппаратов, особенно небольших, но обычно перед погружением таких батискафов исследуется грунт и акватория в районе погружения, и только потом люди идут к месту выполнения работ, - отметил эксперт. - Здесь произошло наоборот – сначала погружение с людьми, а потом аппарат установил, что сети намотались на винт".
"В данной ситуации используется такая практика: в аппарате есть гильотина, которую приводит в действие гидронавт, винто-рулевая группа срезается, а аппарат всплывает, - сказал А.Рулев. - Другое дело, если аппарат зашел внутрь ковша, сеть большая, и батискаф не может сам всплыть".
Кроме того, "Эхо Москвы" сообщает, что затонувший аппарат был в аварийном состоянии и нуждался в ремонте, причем военные об этом знали. На заводе - изготовителе судна заявили, что нынешней осенью, примерно в октябре-ноябре, батискаф должны были доставить на завод для проведения ремонтных работ. И для этого уже начали готовить производственную площадку.
В то же время, в штабе Тихоокеанского флота утверждают, что техническое состояние батискафа соответствует норме и призывают не драматизировать нештатную ситуацию.
Напомним, батискаф "Приз", являющийся составной частью спасательного судна Тихоокеанского флота, затонул накануне на расстоянии примерно 100 километров от Петропавловска-Камчатского. Аппарат не смог подняться на поверхность, так как на его винт намотался кабель или рыбацкая снасть.