Квартирные мошенники из Минобороны предстали перед судом
Зал заседания суда в понедельник был заполнен публикой: родственниками подсудимых, журналистами и теми, кто купил похищенные квартиры у фигурантов дела. Подсудимым Даниеляну, юристам и риэлтору предъявлены обвинения в организации преступного сообщества, мошенничестве и легализации средств, полученных преступном путем. В материалах этого дела речь идет о 33 квартирах, общей стоимостью более 150 млн. рублей. Всего же следствие расследует более 150 эпизодов хищения квартир Минобороны на сумму более чем в миллиард рублей, одно из дел выделено в отдельное производство.
К рассмотрению уголовного дела по существу Зюзинский суд в понедельник приступить так и не смог. Подсудимые и их адвокаты заявили серию ходатайств: они просили вернуть дело прокурору для устранения недостатков, а также дать время для ознакомления с материалами дела недавно вступившим в процесс защитникам. Судья Елена Перова отклонила первую просьбу, но отложила слушания. Судебное заседание продолжится 2 сентября.
В зале заседания выяснился другой аспект этого дела. Как рассказал РБК побывавший в суде руководитель инициативной группы обманутых покупателей Владислав Нечаев, Даниелян и его компаньоны действовали по следующей схеме: по подложным документам они оформляли квартиры, предназначенные для очередников, по договорам социального найма на подставных людей, не имевших никакого отношения к военнослужащим. Те обращались с исками о приватизации в Зюзинский суд, который признавал за ними право собственности. После этого уже оформленные в собственность квартиры риэлторы продавали на рынке добросовестным покупателям. Нечаев отметил, что уже более десяти таких «подставных» продавцов привлечены к уголовной ответственности и находятся под подписками о невыезде.
По данным Нечаева, в общей сложности по такой схеме 164 семьи приобрели квартиры в восьми домах в поселке Щербинка (Южное Бутово) на рынке вторичного жилья. Многие сделки сопровождали крупные риэлторские компании, которые не смогли усмотреть никаких нарушений у продавцов. Сейчас же, спустя несколько лет после этих событий, департамент жилищной политики Москвы и Минобороны добились в Зюзинском суде удовлетворения исков о выселении семей, покупавших квартиры у подсудимых. Если Мосгорсуд признает эти решения законными, люди будут выселены фактически на улицу.
«Нас всех выселяют на улицу, даже инвалидов и малолетних детей, — рассказывает Нечаев. — У нас среди пострадавших уже было несколько попыток суицидов, а одна женщина умерла с иском о выселении в руках». Среди пострадавших - пенсионерки Нина Кобрина (ей 80 лет) и Тамара Руденко (70 лет), обе являются инвалидами 2 группы. Если они окажутся на улице, то уверены, что идти им будет некуда, только в ночлежку для бомжей. В инициативной группе опасаются, что без постоянной регистрации у семей могут отнять детей и поместить в детские дома, а те, кто работает на госслужбе, могут быть уволены.
«Мы обращались во все инстанции, писали жалобы, но все, что нам предложили — это повторно заплатить за свои квартиры», — рассказывает Нечаев. По уголовному же делу потерпевшими признаны только Министерство обороны и департамент имущества Москвы.
Недовольны и адвокаты обвиняемых. «Процесс идет с обвинительным уклоном, нарушаются права подсудимых. Мы будет заявлять отвод судье Перовой и думаем над тем, чтобы написать жалобу в квалификационную коллегию судей», — рассказал РБК адвокат Илья Кайханиди. Он защищает подсудимую Виолетту Фурсову. По версии следствия, женщина руководила риэлтерской компанией и вместе со своим сыном обвиняемым Игорем Ганичевым оформляла куплю-продажу этих квартир добросовестным покупателям.
«Фурсова признает вину только частично, она виновата в том, что незаконно сама получила квартиру, но ни о каких преступных схемах она не знала. Она как риэлтор просто выполняла свои обязанности», — утверждает защитник. Адвокат уверен, что непосредственные организаторы преступлений просто использовали его доверительницу и ее сына в своих целях.
По словам столичных адвокатов, сейчас судебная практика идет по пути возврата собственности владельцам, у которых имущество было изъято незаконным путем. «Несколько лет назад имущество оставалось у добросовестных покупателей, но это повлекло серии мошенничеств, когда собственность уводилась и оставалась у покупателей. Тогда Верховный суд дал разъяснения, что собственность возвращается хозяевам, у которых она была изъята», — рассказал РБК адвокат Владимир Жеребенков. Он отметил, что если речь идет о государственном имуществе, то так происходит в 100% случаях.
Анастасия Михайлова