В МГУ заявили о возможности в разы снизить смертность от коронавируса
Большого количества смертей от вызываемого коронавирусом заболевания можно было бы избежать, если бы заболевшие вовремя обращались к врачу и им как можно раньше назначали лечение. С таким мнением выступил в эфире «Радио России» заместитель директора Медицинского центра МГУ им. Ломоносова, член-корреспондент РАН Симон Мацкеплишвили.
«Если любого человека с признаками респираторной инфекции <...> вовремя начать лечить простыми, безопасными, доступными, эффективными препаратами, мы бы избежали большого количества госпитализаций, мы бы снизили смертность — я думаю, в несколько раз могли бы снизить», — считает ученый. По его словам, лечить надо всех пациентов с признаками респираторной инфекции независимо от результата теста на коронавирус, потому что они часто дают ложноотрицательный результат.
«Летальность от коронавируса все-таки низкая, это около 1–1,5%. И, к сожалению, та летальность, которую мы видим в России, в какой-то степени зависит от того, что люди ждут, что это само пройдет, либо они дожидаются такой тяжести заболевания, когда их приходится госпитализировать, и врачи получают тяжелых пациентов», — отметил Мацкеплишвили. От добавил, что чем раньше врачи начнут лечение, тем более эффективным и безопасным оно будет.
По словам ученого, терапевтическое окно при коронавирусе составляет около 72 часов: в течение этого времени можно ожидать, что организм сам справится с инфекцией. Если температура после этого не снизилась и появились одышка, тяжелый кашель, сильные боли, то надо начинать амбулаторное лечение. «И в подавляющем большинстве случаев оно и останется амбулаторным, человек выздоровеет», — подчеркнул Мацкеплишвили.
По его мнению, так как пациентов не начинают лечить вовремя, их потом «перелечивают». Специалист рассказал, что основная причина смерти от коронавируса сейчас — присоединившаяся к вирусной бактериальная инфекция. При этом COVID-19 редко приводит к присоединению бактериальной флоры, если пациента не лечат высокими дозами иммуносупрессивных препаратов. «Мне кажется, в этом смысле во многом мы в России тоже перегибаем палку», — заявил он. Врач пояснил, что препараты, которые подавляют активность иммунной системы, лишают ее шанса победить вирус самостоятельно. И даже если эти средства помогают организму справиться с коронавирусом, их чрезмерное использование может сказаться на здоровье пациента через несколько лет. «Эти последствия мы еще не анализировали — прошло слишком мало времени», — пояснил врач.
Мацкеплишвили подчеркнул, что в коронавирусе нет «никаких секретов». На этапе до госпитализации его нужно лечить нестероидными противовоспалительными препаратами (напроксен, ибупрофен и диклофенак). В Медицинском центре МГУ используют также препараты, которые препятствуют взаимодействию вируса с рецепторами на поверхности клеток — в частности бромгексин, который к тому же назначают при кашле.
Еще одно средство лечения коронавируса — моноклональные тела — Мацкеплишвили назвал «одним из величайших достижений медицины последних десятилетий», но подчеркнул, что их нужно использовать, как только человек заболел, а сейчас их вообще вводят внутримышечно для профилактики заболевания. Коктейль из моноклональных антител для лечения коронавируса принимал, например, бывший президент США Дональд Трамп.