Министр просвещения назвал планшеты у детей вызовом для государства
Почему Кравцов назвал планшет вызовом для государства
Родители не должны давать детям играть на планшете или телефоне, так как это влияет на психику ребенка, заявил глава Минпросвещения Сергей Кравцов. По его словам, это довольно распространенная практика среди родителей, чтобы дети «не мешали», передает корреспондент РБК.
«Начиная с трех-четырех лет, в Москве это очень заметно, я не знаю, как в других регионах, [родители] приходят в кафе, рестораны, на какие-то мероприятия с маленькими детьми, дают ему телефон, планшет. И главное — он не мешает. <...> А потом спрашивают: почему у меня ребенок плачет, почему ребенок меня не слушает, почему он меня не любит», — сказал министр, выступая на VIII Всероссийском съезде работников дошкольного образования.
Родители, считает Кравцов, должны больше времени уделять детям и общаться с ними. Он назвал эту тему вызовом для государства, и если не реагировать, то, по мнению министра, количество детей «с отклонениями от нормы» будет увеличиваться.
В школах с 1 сентября 2024 года учащимся запрещено пользоваться мобильными телефонами в учебное время даже в образовательных целях.
«Использование социальных сетей детьми — это вопрос, который требует особого внимания и осторожности», — уверен Денис Киреев, заместитель директора по информационным технологиям одной из школ Свердловской области. Социальные сети могут предложить детям возможность общаться со сверстниками, развивать навыки общения и получать доступ к информации, но есть и негативные аспекты: риск кибербуллинга, влияние вредного контента, а также опасность попадания в социальные сети слишком рано, когда дети еще не готовы к возможным последствиям, говорит Киреев.
Он напомнил, что, согласно рекомендациям большинства платформ, минимальный возраст для регистрации в социальных сетях составляет 13 лет. «Для некоторых детей 13 лет может быть вполне разумным возрастом для начала общения в социальных сетях, в то время как другим нужно больше времени, чтобы развить необходимые навыки критического мышления и самосознания», — полагает Киреев.
«Лишить детей права доступа к социальным сетям во время школьных перемен отнюдь не означает решить проблему их избыточного использования», — обратил внимание доктор психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования СПбГУ Роман Демьянчук. По его мнению, как педагогам, так и родителям стоит ориентироваться прежде всего не на расширение и ужесточение запретов, а на совершенствование и дальнейшее развитие образовательной среды, разносторонней организованной занятости и иных условий обеспечения качества образования, включая преемственное и последовательное взаимодействие школы и семьи.
Какие перемены готовят в дошкольном образовании
Говоря о дошкольном образовании, Кравцов заявил, что в последние годы удалось решить проблему доступности детских садов. «Да, мы решили проблему доступности. Это была одна из ключевых проблем пять-шесть лет назад. Сегодня построено 1650 новых детских садов и в новом нацпроекте до 2030 года планируется построить еще 100 детских садов там, где, возможно, будут очереди», — сообщил министр. После чего призвал задуматься о качестве дошкольного образования и необходимости введения единой образовательной программы и подходов к воспитанию в детских садах.
Он обратил внимание на то, что такие программы уже действуют в школах страны, кроме того, создаются единые учебники по всем предметам. «Все-таки нам нужна единая программа, единые какие-то подходы? Или каждый детский сад сам определяет среду, методики, которые выбирают? Мы в школе на этот вопрос ответили», — сказал министр.
Он также указал, что необходимо решить, стоит объединять дошкольное образование со школьным или оставить его отдельной ступенью. «Нужно определить, является ли дошкольное образование самостоятельным серьезным уровнем или все-таки это часть общего образования. Окончательно ответить на вопрос, нужно ли нам пришкольное образование или нет», — сказал министр.
Как и зачем вести патриотическое воспитание в детском саду
Основная часть дискуссии на съезде была посвящена организации патриотического воспитания в детских садах.
Заведующая томского детского сада № 85 Галина Гиль рассказала о совместном проекте «Россия и Беларусь глазами детей», который они проводят с детским центром развития ребенка в белорусском городе Гродно. Цель проекта — разработка и апробация эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию. К тому же, по словам Гиль, проект должен способствовать развитию дружеских отношений между братскими народами.
Педагоги с детьми сняли фильм о своем городе, его достопримечательностях, излюбленных местах. Дети с педагогами мастерили флаги и гербы своих стран, изготовили куклы в национальных костюмах и куклы-обереги. В рамках проекта прошли фестиваль детских хоров и флешмоб по онлайн-связи, во время которого воспитанники обеих стран исполняли танец под одну и ту же музыку. «Дети — это зеркало, которое отражает наше общество. Их восприятие играет ключевую роль в формировании дружеских отношений России и Белоруссии», — указала Гиль.
Заведующая детским садом «Капелька» в крымской Керчи Елена Шишлевская отметила, что в условиях изменений общественной жизни на полуострове патриотическое воспитание становится одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением. В ее детском саду программа такого воспитания включает такие направления, как «Природа Крыма», «Люди Крыма и их культура», «Взаимодействие с семьями». Детей в том числе знакомят с памятниками полуострова, детсады также сотрудничают с музеями и обсерваториями для организации экскурсий. «Традиция отношения к людям, как к самому значимому богатству, поддерживается педагогами в процессе воспитания уважения к традиционным ценностям, существующим у всех народов. Это, конечно, любовь и почитание родителей, уважение к старшим, забота о младших», — указала Шишлевская.
О том, что закладывать традиционные ценности необходимо до семи лет, собравшимся педагогам сообщил декан факультета истории, политологии и права Государственного университета просвещения Вардан Багдасарян. Он сослался на американского антрополога Маргарет Мид и других ученых, которые пришли к выводу, что примерно на 70% идентичность человека формируется в возрасте до семи лет. В своем выступлении он ссылался на результаты исследования Союза писателей России, в ходе которого проанализировали 930 детских книг и пришли к выводу, что 62,8% из них имеют деструктивное содержание.
Еще одно исследование, по его словам, показало, что по сравнению с советским временем у современных школьников раннего возраста больше развит эгоизм, индивидуализм, отсутствуют навыки трудолюбия, самообладания, не сформированы основы силы воли, атрофировано чувства сострадания, а также они не способны к самоограничениям. «Все это говорит о том, что есть запрос и необходимость восстановления традиционной российской педагогики», — считает Багдасарян.
На возможные возражения о том, что в детском саду у детей еще не сформировано мышление, он ответил: «Если верна концепция культурных кодов и на уровне подсознания человека заложены эти культурные коды, то воспитывать надо с ясельного возраста». Он также отметил, что у разных народов первая инициация традиционных культур проводилась в 7-летнем возрасте, а в более раннем возрасте детей как раз готовили к этой инициации. «Начинать надо внедрение традиционных ценностей на уровне дошкольного воспитания, потому что с семи лет уже может быть поздно», — резюмировал Багдасяран.
Читайте РБК в Telegram.