В Германии приняли квоты на женщин в советах директоров компаний
Новый акт под названием «Закон о равноправном участии женщин и мужчин на руководящих позициях в частном и общественном секторах» был одобрен в пятницу в первые часы работы бундестага – сразу во втором и третьем чтениях. Документ устанавливает гендерные квоты в руководящих органах фирм и ведомств и определяет этапы внедрения этих квот.
Для публичных частных компаний с количеством сотрудников более 2 тыс. человек назначается квота, по которой женщины должны занимать в совете директоров или «в другом ответственном органе» не менее 30% от общего числа руководителей. Она также распространяется на так называемые Европейские компании (SE – правовая форма, которая позволяет компаниям из разных стран альянса вести общую деятельность (например, сформировать холдинг), невзирая на различие в законодательствах). Квота вступает в силу с 1 января 2016 года – с этого момента при каждом обновлении руководящего органа не менее 30% мест в нем должно отдаваться женщинам.
Фирмы поменьше – в том числе и публичные, с количеством сотрудников свыше 500 человек – должны в срок до 30 сентября 2015 года обосновать правительству собственную квоту (она может быть и ниже 30%), а также представить поэтапный план достижения нужного соотношения. При этом количество женщин в руководстве таких компаний обязательно должно быть выше текущего соотношения. В случае с небольшими компаниями это правило распространяется не только на совет директоров, но и на правление и «высший менеджмент компании в целом».
Далеки от совершенства:
Как отмечает Tagesschau, из 100 крупнейших немецких корпораций многие пока далеки от целевых гендерных показателей. К примеру, в первой десятке компаний-гигантов больше 30% женщин трудится лишь в советах директоров Deutsche Telekom, Deutsche Post и Allianz. У BMW и Siemens их ровно четверть, а у RWE и Volkswagen – «всего» 15%.
По данным Минюста ФРГ, если брать 200 крупнейших немецких фирм, среднее количество женщин в высшем органе управления на конец 2014 года составляет 18,4%, а в составе правлений – лишь 5,4%.
Гендерные правила касаются и государственных корпораций. В отношении их бундестаг ссылается на закон о представлении мужчин и женщин в руководстве компаний «с федеральным участием» от 1994 года. Этот документ не устанавливал четкой квоты для госкомпаний. Теперь его поправят таким образом, чтобы квота в 30% с 2016 года соблюдалась для всех компаний, в чьих советах директоров заседает не менее трех федеральных чиновников. А с 2018 года этот порог планируется увеличить до 50%.
«Женщины представляют выгоду для нашей экономики. Квота даст толчок культурным изменениям в нашем бизнесе. Квота сломает старую структуру и пойдет на пользу женщинам на всех должностях. Квота – это веховое событие для равноправия полов», заявил, представляя законопроект, глава Минюста Хайко Маас.
Первую попытку провести закон о гендерных квотах еще в 2001 году предприняла министр по делам семьи Кристина Бергманн, но ее предложения не выдержали критики крупного бизнеса. За последние несколько лет гендерные квоты были приняты в Бельгии, Италии, Франции и Нидерландах. На фоне этого в бундестаге разгорелась ожесточенная дискуссия о возможности введения аналогичных норм в ФРГ. Консерваторы и социал-демократы предварительно согласовали текст законопроекта лишь в ноябре 2014 года.
Tagesschau также пишет, что сам германский парламент полностью соответствует требованиям нового законодательства: из 631 депутата 230 политиков – женщины (36,5%). Больше всего женщин во фракции «Левые» (56%), меньше всего – в правящем консервативном союзе ХДС/ХСС (25%).