Отечественные производители косметики сделали ставку на бренд
Ожидается, что в 2008 году рынок вырастет до 9,3 млрд долл. Однако рынок нашей косметики динамично развивался последние несколько лет не только за счет российских компаний. Транснациональные компании – Procter & Gamble, L'Oreal, Colgate-Palmolive. Oriflame, Estee Lauder - занимают 50-53% рынка.
Другую половину рынка удалось занять российским компаниям, среди которых концерн "Калина", "Невская косметика", "Свобода", "Новая заря" и др. Российские производители конкурируют в среднем и нижнем ценовых сегментах, но лидерство в стоимостном выражении - за транснациональными компаниями: их совокупная доля, по данным ACNielsen, 75%.
Правда, как отмечают в Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии, доля низкого ценового сегмента в косметике и бытовой химии постепенно сокращается, многие игроки переходят в средний сегмент, и от этого конкуренция в нем тоже растет. Сейчас наиболее динамично растет премиум-класс, который занимает 20-30% рынка.
Кроме того, российские косметические компании столкнулись с проблемами, характерными для всего отечественного производителя в ретейле. Только некоторые компании могут получить место на полке, при этом продукт должен быть уникальным. А это задача сложная, учитывая тот факт, что в нашей стране в основном занимались адаптацией продуктов западных брендов. До сих пор ощутимо влияние потребительских стереотипов: если духи - то французские, если косметика и средства гигиены - то импортные. Правда, гость программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ вице-президент компании Faberlic Александр Даванков считает, что российский потребитель готов платить за российскую продукцию столько же, как и за импортную. "Если предложить совершенно новый косметический продукт, то он может стоить 2-3 тысячи, как и импортный товар. А страна-производитель – второстепенный фактор, четвертый по счету, на который обращают внимание при выборе косметики", - говорит он.
В свою очередь вице-президент экспомедиагруппы "Старая крепость" Анна Дычева-Смирнова говорит о том, что маркетинг становится сложнее на российском косметическом рынке. Сегодня недостаточно разделить аудиторию по финансовому или половому признакам, приходится сегментировать продукцию по возрастным критериям, месту проживания, роду деятельности. Сегодня наиболее перспективен рынок косметики anti-age, призванный замедлить процессы старения. Аналитики подсчитали, что 8 млн россиян уже покупают anti-age-косметику.
Причем меняется структура потребления косметики за счет вытеснения рыночной торговой косметикой: через специализированные магазины и их сети реализуется 54% косметики в объемном выражении и 49% в стоимостном, 14% и 12% – через гипермаркеты, 11% и 28% – в аптеках, 12% и 7% – на открытых рынках.
По оценкам экспертов, вышеперечисленные тенденции способствуют тому, что в ближайшие годы российский рынок косметики может удвоиться в денежном эквиваленте.