Перейти к основному контенту
Авиакатастрофа в Шереметьево ,  
0 

Из-за жесткой посадки самолета в Шереметьево погиб 41 человек

По предварительным данным, в SSJ100 попала молния
Самолет Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», следовавший из Шереметьево в Мурманск, из-за технической неисправности вернулся в Москву и при посадке загорелся. Погиб 41 человек. РБК разбирался в причинах авиакатастрофы
Фото: Федор Малинин / ТАСС
Фото: Федор Малинин / ТАСС

Что произошло

Вечером в воскресенье, 5 мая, в московском аэропорту Шереметьево произошла авиакатастрофа: самолет Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота», который должен был выполнить рейс в Мурманск, через полчаса после вылета запросил экстренную посадку, в ходе которой произошел пожар.

Пресс-служба Следственного комитета сообщила, что «по уточненным данным, которыми располагает следствие к настоящему моменту» (23:30 мск), из 78 человек (73 пассажира и пять членов экипажа), которые находились на борту лайнера, выжили 37 человек. Позже СК уточнил, что погиб 41 человек.

Фото:  ILYA D / YouTube
Видео: ILYA D / YouTube
Video

Самолет взлетел в 18:02 мск, а уже в 18:30 вернулся и совершил жесткую посадку на взлетно-посадочную полосу, после чего произошло возгорание. Пассажиры покидали борт по аварийным трапам. «После жесткой посадки самолет выгорел полностью», — сообщила пресс-служба компании-производителя — «Гражданские самолеты Сухого». В компании подчеркнули, что этот самолет, произведенный в августе 2017 года, последний раз прошел техническое обслуживание в начале апреля 2019 года.

По данным Шереметьево, после взлета экипаж доложил о неисправности и принял решение вернуться в аэропорт. Пресс-служба «Аэрофлота» также сообщила, что посадка была вынужденной — по «технической причине». Но его представители в воскресенье вечером не отвечали на вопрос о причинах экстренной посадки.

Люди, которые находились в хвосте самолета, не смогли выбраться, потому что некоторые сидевшие впереди пассажиры после жесткой посадки пытались достать свои вещи с багажных полок, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на источник. «По предварительным данным, из опроса очевидцев следует, что, когда самолет ударился о землю и загорелся, некоторые пассажиры стали в панике доставать свои вещи с полок. Это затруднило эвакуацию людей с задних рядов судна, и они погибли в огне», — сказал собеседник агентства.

Стала известна возможная причина возгорания лайнера в Шереметьево
Общество
Фото:Новости Москвы и МО / Vk.com

Пожар удалось потушить примерно за 20 минут. Спустя час после трагедии следственные органы Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).

На место происшествия прибыли министр транспорта Евгений Дитрих и глава Росавации Александр Нерадько. Премьер Дмитрий Медведев поручил Дитриху образовать госкомиссию по расследованию обстоятельств авиакатастрофы, а министру здравоохранения Веронике Скворцовой — оказать всю необходимую помощь пострадавшим. Президент Владимир Путин также дал поручения в связи с этой катастрофой и выразил соболезнования родным и близким погибших в катастрофе.

Из-за авиакатастрофы работа Шереметьево была ограничена на час, более десяти рейсов было перенаправлено в другие аэропорты — Домодедово, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Шереметьево же продолжило работать в ограниченном режиме — с одной взлетно-посадочной полосой, сообщила его пресс-служба.

В аэропорту Шереметьево приземлился горящий Superjet 100. Фоторепортаж
Фотогалерея 

Причины трагедии

По предварительным данным, в самолет Sukhoi Superjet 100 попала молния, из-за чего была прервана радиосвязь, поэтому экипаж решил вернуться в Шереметьево, сказал РБК источник, знакомый с ходом расследования. «Молния как первопричина последующих системных отказов сейчас в приоритете», — подтвердил РБК источник, близкий к авиавластям.

«В самолет ударила молния. Экипаж сажал судно на большой скорости, из-за этого пришлось сделать круг перед посадкой», — сообщило радио «Говорит Москва». Камеры наблюдения Шереметьево засняли, что в момент приземления лайнер несколько раз подпрыгнул на полосе, ударился о нее, а затем загорелся. После трех ударов о взлетно-посадочную полосу произошло надломление и разрушение задней стойки шасси, в результате чего и возник пожар, сказал РБК источник, близкий к авиавластям. «Из-за сложных метеоусловий приземлиться с первого раза не удалось, поэтому самолет зашел на посадку во второй раз. После касания подломились стойки, загорелись двигатели. Пожар, аварийная эвакуация», — добавил источник в Росавиации.

Фото: Следственный комитет РФ
Видео: Следственный комитет РФ

«Самолет вылетел из аэропорта и стал занимать эшелон согласно указаниям диспетчера, видимо, дальше что-то в полете произошло, и пилот был вынужден вернуться в аэропорт вылета», — замечает директор кадрового центра «Авиаперсонал» Анна Ермилина. Стандартно самолет должен был кружить над Москвой по открытому для него воздушному коридору для того, чтобы выработать топливо, однако, по предварительным данным, связь с диспетчерами оказалась потеряна, поэтому экипаж сделал минимальный маневр и начал заходить на посадку, указывает она, ссылаясь на данные сервиса FlightRadar. Из них видно, что Sukhoi Superjet 100 почти сразу после вылета из Шереметьево вместо того чтобы лететь на север в сторону Мурманска, почти сразу повернул на восток, сделал почти круг и начал пытаться провести посадку.

«На моей практике не было случаев, когда единичная молния попала в самолет, я о таком не слышал. Мы летали в грозы, во вспышках электрических, но никогда молния в самолет не попадала», — сказал РБК заслуженный летчик-испытатель России, почетный президент Московского авиационного салона МАКС Магомед Толбоев. «Для таких гроз нужен очень сильный прогрев воздуха и земли, такого в Подмосковье в начале мая просто быть не может», — добавил он.

«Сухой» заявил о полном сгорании своего самолета после аварийной посадки
Общество

«Следствие рассматривает различные версии произошедшего. Однозначные выводы о причинах и обстоятельствах авиапроисшествия будут сделаны после всестороннего изучения полученных следствием данных», — заявила в воскресение вечером официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

Что известно про самолет

По данным ресурса Russianplanes, самолет Sukhoi Superjet RA-89098, на котором выполнялся рейс Москва — Мурманск, был выпущен в 2017 году и первый полет выполнил два года назад — 21 июня 2017 года. Позже пресс-служба «Гражданских самолетов Сухого» уточнила, что этот лайнер с заводским номером 95135 был произведен в августе 2017 года. Последний раз он прошел техническое обслуживание в начале апреля 2019 года.

Согласно данным сайта «Аэрофлота», самолет Sukhoi Superjet RA-89097 в воскресенье, 5 мая, успел выполнить три рейса до отправки в Мурманск: из Саранска в Шереметьево (продолжительность полета — 1,5 часа, прилетел в 7:05 мск), из Шереметьево в Саратов (1 час 45 минут, прилетел в 12:12 мск) и из Саратова в Шереметьево (приземлился в 13:58 мск).

Лайнер был назван в честь башкирского поэта Мустая Карима. Впервые он приземлился в Уфе в октябре 2017 года. Тогда первым с трапа сошел внук этого поэта Тимербулат Каримов.

Инциденты с самолетами Sukhoi Superjet 100

До катастрофы в Шереметьево 5 мая в истории эксплуатации Sukhoi Superjet 100 (SSJ) была одна трагедия с человеческими жертвами — в Индонезии, 9 мая 2012 года. Около Джакарты в ходе демонстрационного полета потерпел крушение лайнер, врезавшийся в гору, погибли все находившиеся на борту 45 человек. Причина — ошибка пилотирования.

В апреле 2019 года самолет SSJ, который должен был следовать рейсом Москва — Воронеж, не смог вылететь из-за технического сбоя. Месяцем ранее самолет «Аэрофлота» этой модели вернулся в аэропорт Шереметьево из-за треснувшего стекла. В феврале самолет «Аэрофлота» из Москвы в Салоники вернулся в столицу из-за проблем с гидравликой.

В октябре 2018 года самолет авиакомпании «Якутия» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, повредив основные и передние стойки шасси, а также фюзеляж. В том же месяце SSJ «Аэрофлота» рейсом Москва — Ханты-Мансийск вернулся в столичный аэропорт из-за проблем с шасси. В июле 2018-го испытательный cамолет Sukhoi Superjet 100 приземлился без стойки шасси в подмосковном Раменском.

Проблемы в эксплуатации лайнера были и у иностранцев. В марте 2019 года Interjet просила российскую сторону отремонтировать двигатели находящихся в ее распоряжении SSJ-100. Также весной этого года газета «Ведомости» сообщала, что ирландский перевозчик CityJet, единственный в Европе эксплуатант SSJ-100, отказался от самолетов этой модели. РБК в пресс-службе авиакомпании поясняли, что не эксплуатируют лайнер с января 2019 года и сейчас не занимаются активным сотрудничеством с производителем — «Гражданскими самолетами Сухого».

В ноябре 2018 года президент компании «Гражданские самолеты Сухого» Александр Рубцов признавал проблему с SSJ-100 и заявлял, что долю исправных лайнеров модели в парках авиакомпаний-эксплуатантов планируется увеличить с нынешних 66–70 до 75%. Рубцов подчеркивал, что пока у авиакомпаний «нередко» возникают проблемы с SSJ-100, в связи с чем производитель принимал ряд мер: закупку запчастей на 3,5 млрд руб., реконструкцию склада запасных частей, комплексную механизацию.

Объем инвестиций в создание Sukhoi Superjet 100 составил «порядка $2 млрд», сообщал бывший глава Объединенной авиастроительной корпорации (в нее входят «Гражданские самолеты Сухого», которые выпускают SSJ) Михаил Погосян в 2013 году. Официальная презентация лайнера прошла в сентябре 2007 года, а первые поставки начались в 2011 году. С тех пор заказчикам было поставлено более 150 SSJ100. Крупнейшим эксплуатантом является «Аэрофлот» (до катастрофы у него было 50 таких лайнеров), среди российских авиакомпаний перевозки на этом лайнере также осуществляют «Газпром авиа», «Якутия», «Ямал», «ИрАэро», «Азимут», «Северсталь» и «РусДжет». Иностранные эксплуатанты — мексиканская Interjet, Королевские ВВС Таиланда и госструктуры Казахстана.

Готовые квартиры в новых кварталах

В разных районах Москвы и области

Квартиры в столице с выгодой до ₽4,5 млн

Выгодные предложения для семей с детьми

Видовые квартиры в высотных башнях

Варианты с мебелью и встроенной техникой

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 21 ноября
EUR ЦБ: 105,81 (+0,08)
Инвестиции, 20 ноя, 17:41
Курс доллара на 21 ноября
USD ЦБ: 100,22 (+0,18)
Инвестиции, 20 ноя, 17:41
Суд вынес приговор организаторам фиктивных браков с мигрантамиОбщество, 16:53
Осужденный за пост о Татарском пиарщик с Урала попросил не обменивать егоПолитика, 16:48
Россия поможет Сербии построить ответвление от «Дружбы»Бизнес, 16:48
Меркель рассказала о предупреждении Путина после саммита НАТО в БухарестеПолитика, 16:39
В Севастополе отменили воздушную тревогу после сбитой ракеты «Нептун»Политика, 16:38
Игорь Крутой получил орден «За заслуги перед Отечеством» II степениПолитика, 16:33
Около Севастополя сбили противокорабельную ракету ВСУ «Нептун»⁠Политика, 16:28
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
«Союз» с грузовым кораблем «Прогресс МС-29» успешно стартовал с БайконураТехнологии и медиа, 16:22
В Ленинградской области начнут изымать подвалы для укрытийОбщество, 16:19
Как выбрать зимние шины, подходящие именно вашему автомобилюРБК и Ikon tyres, 16:16
ЦБ Турции сохранил ставку на уровне 50% восьмой раз подрядИнвестиции, 16:11
Роскомнадзор раскрыл, какую информацию о VPN запретит в РоссииТехнологии и медиа, 16:10
Обвиняемым в диверсии на ж/д в Брянской области дали реальные срокиПолитика, 16:10
В Крыму отказались от массовых мероприятий в новогодние праздникиПолитика, 16:08