Траты москвичей и петербуржцев в барах снизились на фоне ограничений
Жители Москвы и Санкт-Петербурга сократили траты в барах и клубах из-за ограничений в связи с пандемией с конца октября, следует из данных эквайрингового бизнеса ВТБ, которые поступили в РБК.
В Москве после введения обязательной регистрации посетителей с помощью QR-кода или СМС с 19 октября выручка баров и кафе упала на 7% по сравнению с началом месяца и на 12% — по сравнению с тем же периодом октября прошлого года. Оборот баров и клубов с 19 октября по 1 ноября составил 37 млн руб. Также в ВТБ зафиксировали сокращение числа транзакций в ночных заведениях: оно снизилось на 7% к началу октября — до 35 тыс. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сокращение составило 2%.
В Санкт-Петербурге, где с 26 октября работу всех ресторанов и баров полностью остановили в ночное время, выручка упала на 22% по сравнению с первыми двумя неделями прошлого месяца и на 58% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Число транзакций упало на 28% неделя к неделе и на 44% год к году.
Какие ограничения для баров и клубов действуют в Москве и в Санкт-Петербурге:
- В Москве с 19 октября посетить бар или ночной клуб можно, только зарегистрировавшись по номеру телефона. Новые ограничения распространяются на все заведения, кроме кинотеатров, которые работают в период с полуночи до 6:00. При этом регистрироваться клиенты должны в любое время посещения.
Если у кого-либо из тех, кто был в заведении, позднее обнаружат COVID-19, об этом оповестят всех, кто прошел check-in, и предложат им пройти тест на коронавирус. - В Санкт-Петербурге с 26 октября запретили работать ресторанам, кафе, столовым, барам и другим предприятиям с 23:00 до 06:00. Исключение на ночную работу сделали только для заведений общепита на территории вокзалов, аэропорта Пулково и автозаправочных станций. Меры будут действовать до 29 ноября.
Снижение выручки баров и клубов к концу октября противоречит традиционному росту посещаемости этой категории заведений осенью, отметил Алексей Киричек, вице-президент, руководитель департамента эквайринга ВТБ. «Традиционно во второй половине осени мы фиксируем рост выручки московских баров и ночных клубов. Этому способствует ухудшение погодных условий, окончание дачного сезона и проведение развлекательных мероприятий в заведениях общепита. В этом году из-за роста случаев COVID-19 и введения системы QR-кодов мы видим обратную тенденцию», — рассказал Киричек. По данным ВТБ, во второй половине октября прошлого года жители и гости Москвы посещали бары и ночные клубы на 5% чаще, чем в первые две недели месяца, и потратили там на 4% больше.
Данные ВТБ основаны на показаниях эквайринговых терминалов банка, установленных в барах и ночных клубах Москвы и Санкт- Петербурга.
Падение количества посетителей баров в столице составило порядка 30%, в Санкт-Петербурге — более 50%, рассказал РБК владелец сети баров KILLFISH Дмитрий Евсеев. «Мы занимаем нишу дискаунт-сегмента, ориентированы на аудиторию со средним доходом или ниже среднего. Это наиболее подверженная кризисам аудитория. Частично ее восполнили гости, которые раньше ходили в заведения более высокого класса, но, несмотря на это, цифры падают», — сообщил Евсеев. По его словам, средний чек остался на прежнем уровне, но число гостей в барах значительно снизилось. При этом введение QR-кодов в столице не так сильно повлияло на посещаемость, как ограничения работы до 23 часов. Если в Москве после 23:00 обороты и посещения упали в среднем на 25%, то в Санкт-Петербурге и ряде регионов, где рекомендации обрели обязательный характер, — до 70%, уточнил Евсеев.
По оценкам арт-директор московского бара «1929» Василия Мурашева, количество посетителей после введения противовирусных ограничений уменьшилось практически на треть. «QR-коды продолжили общую тенденцию снижения числа посетителей, начавшуюся еще в марте этого года. Средний чек остался тот же, просто количество людей стало меньше примерно на 30–40%», — сообщил он в беседе с РБК. При этом он отметил, что в Москве есть так называемые места силы, где падение составляет около 20%. «Это конгломераты, где находится много заведений в одном месте» — пояснил он.
Снижение количества посетителей и суммы среднего чека также отметил арт-директор бара Nebar на Литейном проспекте Гордей Деньщиков. «Примерно на 25% сократилось количество посетителей. В среднем сегодня чек — 1000 руб., когда раньше был около 2000 руб. Вся основная работа теперь направлена на то, чтобы искать нестандартные решения», — сообщил он. Также арт-директор отметил «рост осознанности» посетителей при планировании мероприятий. «Стало больше гостей, которые пользуются акциями, больше тех, кто заинтересован в пакетных предложениях, праздновании дней рождений. Люди стали чуть более осознанными в планировании. Увеличилось количество звонков по предварительному бронированию мероприятий» — рассказал Деньщиков.
«В целом, после введения QR-кодов часть посетителей прекратила ходить к нам, выручка сократилась примерно на 15%. Особенно это заметно по будним дням. Кто-то из особенно упертых, но лояльных нам противников чекинов даже сделал себе «левые» симки для посещения бара. Впрочем, таких немного» — сообщил РБК совладелец караоке-бара Bowie в Москве Евгений Мяленков.