«Гольяновские рабы» пожаловались в ЕСПЧ на пытки
Жалоба в Страсбург
«Гольяновские рабы» пожаловались на нарушение нескольких статей Европейской конвенции о защите прав человека, указывается в обращении, копия которого есть в распоряжении РБК. Жалоба в Страсбургский суд подана от имени гражданок Казахстана сестер Фатимы и Алии Мусабеевых и Гульжанар Назановой и Бакии Касымовой из Узбекистана.
История «гольяновских рабов» стала широко известна в октябре 2012 года, когда активисты вызволили 11 человек из подвала магазина на Новосибирской улице. Позднее таких же невольных рабочих обнаружили в других магазинах на соседних улицах. Все торговые точки принадлежали одной семье: одним магазином владела Жансулу Истанбекова, остальными — ее сестра и зять.
Как отмечается в жалобе, женщин держали в рабстве, что нарушает ст.4 конвенции. В магазинах они прожили от пяти до десяти лет, все это время женщины были вынуждены бесплатно трудиться в течение почти 21 часа каждый день под угрозой насилия, в том числе сексуального. Покидать подсобные помещения работницам не разрешалось. Так, одной из заявительниц удалось впервые ненадолго выйти из магазина только через три года после приезда в Москву.
Уроженок Казахстана и Узбекистана лишали пищи и сна, что является нарушением статьи, запрещающей пытки (ст.3 конвенции). Женщин кормили просроченными продуктами; они спали на полу и не больше четырех часов в сутки. У работниц не было регулярного доступа к туалету, гигиеническим принадлежностям и медицинской помощи. Их регулярно избивали, подчеркивается в обращении в ЕСПЧ. После освобождения медики обнаружили у женщин различные заболевания: от дефектов памяти до расстройства личности.
Неэффективное расследование
Вскоре после обнаружения «гольяновских рабов» было возбуждено уголовное дело, однако почти сразу соответствующее постановление отменили. В дальнейшем следствие и прокуратура многократно отказывались вновь возбуждать дело, ссылаясь на «отсутствие состава преступления». При этом власти знали о происходящем как минимум с 2002 года, когда за истязания работников магазина была осуждена сестра Истанбековой. Как отмечается в жалобе, в 2008 году жители Гольянова жаловались в районную управу на различные нарушения в магазине. Чиновники ответили, что информация о них не подтвердилась. Кроме того, работникам магазинов несколько раз удавалось сбежать и добраться до отдела полиции, откуда их вновь возвращали в магазин.
Таким образом женщины были лишены эффективных средств правовой защиты в госорганах (ст.13 конвенции). «Неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении дела. Мы их обжаловали, вышестоящий следственный орган или прокуратура эти отказы отменяли, а спустя непродолжительное время выносился очередной отказ. Так произошло не менее 16 раз», — рассказал РБК юрист комитета «Гражданское содействие» Михаил Кушпель, который представлял интересы четырех заявительниц в российских судах.
Все женщины забеременели в результате сексуального насилия. Назанова нелегально по принуждению сделала аборт на позднем сроке; Мусабеева родила ребенка уже после освобождения. Дети Касымовой и Мусабеевой были рождены во время их изоляции. Старшая дочь Касымовой умерла в двухлетнем возрасте, младший сын воспитывался владельцами магазина и тоже подвергся жестокому обращению. Дочь Мусабеевой была отлучена от матери в возрасте четырех месяцев, ее судьба неизвестна. Обеих женщин принудили вернуться к работе менее чем через два дня после родов. Все это нарушает ст.8 конвенции, защищающей право на уважение частной и семейной жизни, указывается в жалобе.
Юрист правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев, подготовивший обращение в Страсбург, считает, что речь также идет о нарушении ст.14 конвенции, запрещающей дискриминацию: гендерная и этническая принадлежность заявительниц, а также их бедность и уязвимое социальное положение создали условия для их попадания в рабство.