Путь к «Победе»: как снижение тарифов повлияет на бизнес Utair
Что будет с Utair
Авиакомпания Utair 6 декабря представила новую линейку тарифов, минимальная стоимость билета снизится более чем вдвое — с 1990 руб. по действующему тарифу «Лайт» до 900 руб. по новому тарифу «Минимум». По оценке Utair, тариф «Минимум» будет рассчитан приблизительно на 20% пассажиров.
Utair начнет продавать билеты по тарифам «Минимум», а также «Оптимум», «Премиум» и «Бизнес» с 10 декабря, вылеты по ним начнутся в феврале 2019 года. Средняя стоимость билетов уменьшится на 6,6%.
Президент перевозчика Павел Пермяков в разговоре с РБК отметил, что компания рассчитывает увеличить пассажиропоток, а также заполняемость самолетов с 80 до примерно 90%.
Utair называет себя «гибридным лоукост-перевозчиком». Как пояснял Пермяков, благодаря принципу конструктора путешествий пассажиры могут сэкономить на базовом тарифе по цене лоукостера, а также приобрести дополнительные услуги, которых у лоукостеров нет.
Представитель крупнейшего лоукостера «Победа» отказался комментировать РБК новые тарифы Utair и его перспективы как конкурента.
«Utair прямо заявляет, что компания не классический лоукостер, а лишь перенимает частично лоукост-модель, поэтому понятно, что она не будет столь эффективной, как у «Победы», — указывает руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров. Расходная часть будет больше, но Utair сделал гибкую тарифную систему и может предлагать дополнительные услуги выше себестоимости, добавляет он.
Utair с прошлого года сильно снижает цены или устраивает распродажи, напоминает Гусаров. Компания объявила об очередном снижении тарифов в низкий сезон (зимний период, когда продается меньшее число билетов. — РБК), когда перед перевозчиками стоит задача продать хоть что-то и найти оборотные средства, чтобы дожить до весны, замечает он. По его словам, риски могут возникнуть, если Utair просчитался и в среднем тарифы окажутся ниже себестоимости. Но все равно у компании за счет низких тарифов есть возможность увеличить загрузку, покрыть расходы и дотянуть до летнего сезона, считает эксперт.
Снижение тарифов происходит на фоне убытков, которые терпят российские авиакомпании из-за роста цен на авиакеросин. Так, лидер рынка «Аэрофлот» оценивает выпадающие доходы от удорожания топлива и девальвации рубля в 55 млрд руб. по итогам 2018 года, сообщал его гендиректор Виталий Савельев 13 ноября. Только из-за топлива «Аэрофлот» потерял 32,8 млрд руб. По оценкам компании, за год с ноября 2017 года керосин подорожал на 35%. А Utair оценивал рост расходов на топливо в 2018 году в 40%. Согласно отчету компании по РСБУ за девять месяцев 2018 года, ее выручка составила 45,4 млрд руб., убыток — 1,9 млрд руб.
Почему авиакомпании снижают цены
В России было несколько попыток создать лоукост-перевозчика. SkyExpress — первая низкобюджетная авиакомпания в стране, которая проработала пять лет. В 2012 году суд признал ее банкротом. Вторая попытка создать дешевый перевозчик была в 2009 году — у «Авиановы» были рейсы по популярным направлениям в европейской части России и международные в Симферополь. Но через два года авиакомпания прекратила деятельность из-за хронической убыточности. Сейчас на российском рынке работает лишь один лоукостер — «Победа».
В интервью РБК глава «Победы» Андрей Калмыков объяснял, почему предыдущие попытки сделать лоукостер в России провалились. «До нас были попытки сделать лоупрайсеры, а это две большие разницы. Лоукостер — это низкие затраты. Как можно сделать лоукостер на старых Airbus или Boeing, которые постоянно ломаются, нужны деньги на их ремонт, комплектующие? Это же профанация», — говорил он, уточняя, что практически у всех перевозчиков «космические косты».
Источник в крупной авиакомпании добавляет, что если ничего не менять с точки зрения сокращения издержек и перекомпоновки самолетов, то снижение ценника дает авиакомпании возможность только собрать средства, чтобы покрыть операционные расходы.
С выходом на рынок в 2014 году авиакомпании «Победа», входящей в группу «Аэрофлот», многие крупные перевозчики начали перестраивать свои модели ценообразования, напоминает старший аналитик группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. По его словам, перевозчиков можно разделить на два типа — группы вроде «Аэрофлота», которые разделяют классы обслуживания по разным «дочкам» (сам «Аэрофлот» — премиальный класс, «Россия» — средний класс и «Победа» — лоукостер), и такие компании, как в различных вариациях у Utair и S7, которые предлагают варианты конструктора билетов — к базовому тарифу можно добавлять такие услуги, как багаж, страховка, питание и т.д.
У нескольких российских авиакомпаний есть низкие тарифы, но они просто не называют это лоукостом, добавляет Гусаров. Классические перевозчики предлагают несколько пакетов с разной ценовой политикой, упрощая свою деятельность, но тоже покрывают широкий круг пассажиров, замечает он.
«Сложно сказать, какая схема ведения бизнеса лучше. С одной стороны, при правильном управлении ценами развитие компании в гибридном русле не должно ухудшить ее финансовое положение, более гибкая модель будет способствовать большей загрузке», — считает Гусаров. Но, с другой стороны, даже при более высокой загрузке рейс может не окупиться, если большинство пассажиров выберут минимальный тариф, предупреждает Гущин.