ВС предложил не пускать на гражданские процессы юристов без образования
Верховный суд (ВС) в среду, 7 февраля, внес в Госдуму проект поправок в Гражданский и Арбитражный процессуальные кодексы, а также в Кодекс административного судопроизводства. В законопроекте предлагается ограничить круг лиц, которые могут представлять интересы сторон в гражданском и арбитражном процессе, только профессиональными юристами.
Сейчас, согласно ГПК, представителями могут быть «дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела», за исключением судей, следователей и прокуроров. ВС предлагает дополнить соответствующую статью кодекса таким положением: «Представителями в суде могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица, имеющие высшее юридическое образование». Такое же ограничение ВС предлагает применить и к арбитражным процессам.
Это необходимо для «обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь, а также для повышения качества такой помощи», говорится в пояснительной записке к законопроекту. Такие же требования к представителям уже около двух лет действуют в области административного судопроизводства. «Эффективность этого требования подтверждается практикой его применения», — отмечается в пояснительной записке.
Кроме представителя, в гражданских, административных и арбитражных процессах смогут участвовать поверенные, следует из документа. Это лица, которые могут «давать объяснения суду в устной или письменной форме, получать адресованные лицу, участвующему в деле, судебные извещения и вызовы, копии судебных актов». От них высшего юридического образования не потребуется, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Вопрос о введении ограничений на представительство стоит рассматривать поэтапно, говорится в замечаниях к законопроекту, которые подписал зампред правительства России Сергей Приходько. Необходимость института поверенного «требует аргументированного обоснования»: участие поверенных «может повлечь увеличение судебных издержек», при этом его полномочия в процессе крайне ограниченны, говорится в документе.
«Много споров по поводу этого ограничения возникло еще на том этапе, когда вводился КАС (Кодекс административного судопроизводства), и внезапно предложили норму о том, что только профессиональные юристы смогут участвовать в судах в качестве представителей. Тогда много говорили, что это ущемление прав граждан, общественники возмущались», — рассказал РБК адвокат Максим Крупский. Так, до 2015 года позицию граждан в административных делах иногда представляли сотрудники общественных организаций, правозащитники без профильного образования. «Но практика показала, что ничего страшного в административном процессе не произошло», — заявил Крупский.
По его словам, введение такой же нормы в гражданский и арбитражный процессуальные кодексы поможет соблюсти последовательность. Кроме того, заявитель по-прежнему может сам отстаивать свои интересы в суде, обходясь вовсе без представителя, напомнил адвокат.
«Большинство общественных организаций сейчас нанимают юристов для судебных дел. Ситуации, в которых неюристы представляют заявителей, скорее исключение, чем правило. Хотя есть некоторые неюристы, которые создали в нашей стране целые отрасли правоприменительной практики», — рассказал РБК юрист правозащитного центра «Мемориал» Кирилл Коротеев. В пример он привел правозащитниц Елену Рябинину и Светлану Ганнушкину, которые эффективно представляли в судах интересы мигрантов и беженцев, будучи по образованию математиками. Однако, по его словам, ситуация, когда не имеющий юридического образования заявитель может выступать в суде сам, но не может назначить себе представителя-неюриста, «абсурдна и бессмысленна».
При этом в России гражданские дела — это далеко «не только дела граждан против граждан, но и дела государства против граждан, а также сильных экономических субъектов против граждан», отметил Коротеев: «Истцы — это налоговая, Пенсионный фонд, банки, страховые компании, службы ЖКХ. В 2/3 гражданских дел граждане являются ответчиками. Это очень небольшие иски: например, Пенсионный фонд подает половину исков на суммы меньше тысячи рублей. Это значит, что в этих делах участвуют наиболее уязвимые категории населения. Например, пенсионеры, с которых Пенсионный фонд требует возврата переплаченной пенсии». В этой ситуации ввод ограничений будет означать, что стоимость работы представителей в судах возрастет и еще меньше людей смогут ее себе позволить, при этом качество этой работы если и вырастет, то незначительно, уверен юрист.