Черный список ЦБ повысит прозрачность
"Имена всех руководителей, которые занимаются сомнительным бизнесом, должны быть опубликованы, в дальнейшем эта практика должна стать регулярной, – сообщил в интервью РБК-ТВ директор центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев. – Данная мера крайне важна именно сейчас, когда происходит расчистка банковских кругов".
Все опрошенные РБК-ТВ эксперты согласны, что черный список ЦБ стал еще одним элементом рыночной дисциплины и одним из критериев открытости для банковской системы. Однако предметом спора остается запрет на профессию для руководителей, преступивших закон. Также часть опрошенных опасается, как бы под горячую руку ЦБ не попали невиновные люди.
"Вопрос только один. Чтобы эти списки были корректными, – говорит председатель совета директоров "МДМ-банка", экс-глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин. – Надеюсь, иски к виновным лицам были предъявлены и доказаны в суде. Они должны быть тщательно выверены".
Эти опасения разделяет президент Ассоциации банков России Гарегин Тосунян. Впрочем, по его мнению, такие риски минимизируются и почти равны нулю. Сегодня в список ЦБ вошли только 14 фамилий, все указанные лица были приговорены судом, так что нельзя упрекнуть Центробанк в горячности.
"Принцип "не навреди" имеет очень большое значение, – добавляет в студии программы "Капитал" на РБК-ТВ первый вице-президент ассоциации "Россия" (зампред ЦБ в 1992-1998гг.) Александр Хандруев. – Хотя публикация таких списков целесообразна, это не должно быть запретом на профессию, как таковую". По словам А.Хандруева, в реальной жизни руководителя могут "элементарно" подставить. А также "человек может осознать, что поступал недостойно и может исправиться. Это право кредитной организации – приглашать человека на работу. Есть служба безопасности и т.д.".
Действительно, собственники кредитной организации вправе приглашать на работу менеджеров по своему усмотрению. "Но и у ЦБ есть право давать свое согласие на утверждение их в качестве высших должностных лиц – это право подписи", – добавляет Г.Тосунян, поддерживающий запрет на профессию.
Напомним, право подписи Центробанка распространяется на управляющего кредитной организации (ее филиала), на председателя правления банка, совета директоров, главного бухгалтера и его заместителя. Соответственно, если эти люди попали в черные списки, очевидно, что они не получат добро от ЦБ на возвращение к занимаемым должностям.
"Персон нон-грата не смогут взять на должности, которые требуют дополнительного согласования Банка России, – подтвердил РБК-ТВ директор департамента лицензирования деятельности финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. – Если этих людей возьмут на иные должности, Банк России не будет за это карать банк, но при анализе его деятельности мы будем учитывать прошлый опыт деятельности данных людей и будем более внимательно относиться к оценке финансового состояния банка, особенно в тех областях, где они работают".
"В пристрастности регулятора есть логика, – объясняет Г.Тосунян. Не занимая официально высоких должностей, экс-мошенник на уровне советника или консультанта может выступать от лица банка и "там, где нужно моделировать схемы, он будет активно этому способствовать". Люди, попавшие в списки, могут вернуться в банковскую сферу на уровне операциониста или старшего вахтера, – приглашает Г.Тосунян. Но они не должны снова становиться руководителями. "Есть действия, которые категорически нужно пресекать", - резюмирует он.