Bayer метит на второе место
Немецкая Bayer покупает подразделение американской Merck&Co по производству безрецептурных препаратов за 14,2 млрд долл. Сделка, считает Bayer, позволит ей выйти на второе место на мировом рынке безрецептурных лекарственных средств.
В рамках сделки Bayer получит право на производство и распространение всех брендов безрецептурного портфеля Merck&Co, среди которых средства по уходу за ногами Dr. Sholl's, спрей для уменьшения отека слизистой оболочки Afrin и препарат для устранения симптомов аллергии Claritin. Последний является крупнейшим брендом в покупаемом портфолио: продажи его безрецептурной версии в 2013 году составили 471 млн долл. Теперь он станет самым продаваемым препаратом у Bayer, опередив даже одно из самых коммерчески успешных лекарств в мире — Aspirin, открытый и запатентованный немецкой компанией в 1900 году.
Merck&Co также договорилась с Bayer об объединении клинических исследований препаратов по лечению сердечно-сосудистых заболеваний. Компании создадут совместный план по разработке и маркетингу препаратов и поровну поделят затраты на исследования и прибыль.
Аналитики предполагали, что Merck&Co попытается избавиться от безрецептурного подразделения с того момента, как она его унаследовала в результате слияния с Schering-Plough в 2009 году. Продажи этого бизнеса в 2013 году составили 1,9 млрд долл., что составляет 4% от общей выручки Merck&Co. При этом 1,33 млрд долл. доходов безрецептурного подразделения были заработаны на американском рынке.
Ожидается, что сделка будет завершена во второй половине 2014 года. Merck рассчитывает получить от сделки чистыми 8—9 млрд долл.
Внушительный мультипликатор
Цена покупки безрецептурного бизнеса Merck&Co равняется 21 показателю EBITDA этого бизнеса по данным за 2013 год. Эта цена может показаться завышенной, отмечает аналитик Jefferies LLC Джеффри Холфорд, но Bayer извлечет выгоды из синергии активов и экономии на налогах, приводит слова аналитика Bloomberg.
Мультипликатор в 21 EBITDA «сопоставим с аналогичными сделками в секторе», заявил в ходе телефонной конференции председатель правления Bayer Марейн Деккерс. Поскольку сделка структурирована преимущественно как покупка актива непосредственно у компании-продавца (а не выкуп акций соответствующего бизнеса у акционеров. — РБК), Bayer ожидает «существенных налоговых выгод» с первого года после закрытия сделки, указал Деккерс.
Финансовый директор Bayer Вернер Бауманн назвал безрецептурный бизнес Merck&Co жемчужиной в активах американской компании и заявил, что Bayer платит «очень и очень адекватную цену».
Передел фармрынка продолжается
Bayer теперь может занять второе место по объему продаж безрецептурных препаратов в мире и возглавить этот рынок в Северной Америке. В 2013 году в этом направлении бизнеса он получил 9,7% своей выручки, что составило 3,9 млрд евро (5,4 млрд долл.). Финансировать нынешнюю покупку Bayer собирается с помощью кредитной линии.
Сделка Bayer и Merck является лишь одним из недавних громких новостей о сделках в фармацевтической сфере. Американская Pfizer с ноября 2013 года ведет переговоры о покупке своего британского конкурента AstraZeneca и предлагает уже более 100 млрд долл. за актив. В прошлом месяце швейцарская Novartis AG сообщила о проведении ряда сделок по продаже и обмену активов с фармкомпаниями GlaxoSmithKline и Eli Lilly&Cо на общую сумму 25 млрд долл. Помимо прочего, Novartis и GlaxoSmithKlein объявили о создании совместного безрецептурного бизнеса, объединив портфолио брендов обеих фармпроизводителей. Примечательно, что по итогам сделки они также рассчитывают выйти на второе место на рынке «безрецептурки», пропустив вперед только гиганта Johnson & Johnson. По оценкам же Bayer, совместный бизнес Novartis и GlaxoSmithKlein выйдет на первое место, сам Bayer займет вторую строчку, а Johnson &J ohnson будет отодвинут на третью позицию.