Потребители смогут потребовать выплаты за энергокризис
Так, будет законным потребовать от метрополитена компенсации имущественного вреда путем возмещения гражданам убытков, которые будут включать в себя стоимость, например, несостоявшейся туристической поездки. При этом, если потребитель вез с собой путевку другого гражданина, также не попавшего на самолет, ответственность метрополитена соответственно возрастет.
Все это объясняется статями 786, 789, 792, 793 Гражданского кодекса, в соответствии с которыми метрополитен не выполнил взятые на себя обязательства по перевозке пассажиров и должен нести ответственность за вред, причиненный потребителю.
Также потребителям может быть покрыта стоимость испорченных продуктов питания. Роспотребнадзор, рассмотрев типичные случаи возникших проблем в данной ситуации, считает законным потребовать компенсации имущественного вреда путем возмещения гражданам убытков, суммарное денежное выражение которых будет, в том числе, складываться из стоимости испорченных продуктов (при условии доказанного факта их порчи) и счета вневедомственной охраны (ВОХР) за соответствующий вызов.
Роспотребнадзор приводит в пример типичную ситуацию, когда гражданин, проживающий в многоэтажном многоквартирном доме, в течение нескольких часов находился в лифте, остановившемся в результате несанкционированного отключения электроснабжения. В его квартире по той же причине были отключены все электроприборы (электроплита, холодильник, радиотелефонный аппарат и т.д.), а также сигнализация, подключенная к соответствующему пульту вневедомственной охраны. Оказавшись в конечном итоге в своей квартире, гражданин в числе других бытовых неудобств обнаружил отсутствие холодного и горячего водоснабжения, а также испорченные продукты питания в размороженном холодильнике. Подобная, во многом стрессовая, ситуация привела его к гипертоническому кризу, однако отсутствие телефонной связи не позволило своевременно воспользоваться скорой медицинской помощью. Кроме того, вневедомственная охрана, на пульте которой сработал сигнал соответствующего экстренного вызова, согласно договору предъявила потребителю счет за выезд на место сотрудников ВОХР.
Как отмечает Роспотребнадзор, в соответствии с законом, гражданин, использующий энергию для бытового потребления, вправе использовать ее в необходимом ему количестве, а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере (согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ), в какой это необходимо для целей, прямо определенных указанной статьей основного закона РФ. Юристы ведомства считают, что в указанных случаях потребитель может ссылаться в оформлении своих требований на "Правила предоставления коммунальных услуг" (постановление правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099), закон РФ "О защите прав потребителей" (п. 5 ст. 4 и п.п. 1.5, 4.1), Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 547, п.3, ст. 541, п. 2 ст. 15, п. 3 ст. 541, п.п. 2, 3 ст. 546).
Также Роспотребнадзор напоминает, что согласно правилам предоставления коммунальных услуг, единственным основанием для перерыва (прекращения, ограничения) в подаче гражданам указанных энергоресурсов могут служить необходимость проведения плановых или неотложных работ в системе энергообеспечения, а также стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации, не зависящие от исполнителя и ресурсоснабжающих предприятий. В частности, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принятия неотложных мер для предотвращения или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
При этом любой исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан принимать своевременные меры по предупреждению и устранению нарушений качества этих услуг, повышать их потребительские свойства и не допускать нарушений технологических процессов в ходе их оказания, обеспечивая таким образом строгое соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N170, и ГОСТ Р 51617 - 2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия".
Таким образом, отмечает Роспотребнадзор, потребитель вправе требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков этих услуг, его здоровью и имуществу (на основании положений статей 1095-1098 ГК РФ и статей 13,14 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Единственным основанием, освобождающим энергоснабжающую (жилищно-эксплуатационную) организацию от ответственности за вред, будет служить доказанный ею факт действия непреодолимой силы. Кроме того, при подтверждении в судебном заседании вины ответчика (ст.401 ГК РФ) у потребителя возникают правовые основания для компенсации морального вреда.