Робототехнику и киберспорт предложили включить в список «уроков будущего»
Институт развития интернета (ИРИ) подготовил исследование «Российская школа-2030: взгляд интернет-индустрии». В рамках первого этапа проекта эксперты ИРИ совместно с представителями Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» представили список школьных предметов для развития «компетенций будущего».
Список ИРИ, с которым ознакомился РБК, включает в себя девять «уроков будущего», в них входят как уже популярные у современных школьников робототехника и программирование, набирающий очки киберспорт, так и футуристичные предметы вроде VR-архитектуры и квантовых технологий. Эти курсы помогут в развитии «компетенций будущего», перечень которых определен WorldSkills и Атласом профессий АСИ. В подготовке исследования приняли участие более 100 экспертов: ИТ-специалисты, ведущие сотрудники ссузов, вузов и научных институтов, представители делового сообщества и преподаватели школ.
Что предложили изучать в школах будущего
— Основы цифровой грамотности и этикета включают в себя: кибербезопасность, навыки ориентации в информационном поле, профилактику киберугроз. Учеников обучают критически воспринимать информацию, различать фейковые новости и проверять достоверность сведений, прививают навыки сетевого этикета и кибербезопасности. Курс развивает общие цифровые знания, служит профилактике киберсталкинга и киберугроз, включая кибербуллинг.
— Робототехника изучает комплекс наук, состоящий из алгоритмики, механики, основ электроники и микропроцессорных систем. Развивает пространственное мышление и логику, воображение, креатив и эвристику, командные навыки и инженерное творчество. Курс пригодится будущим инженерам и программистам, ИТ-специалистам по любому профилю, связанному с автоматизацией производства.
— VR-архитектура и веб-дизайн формируют новое представление о социально-культурной среде, урбанизации, строительстве, прикладном инжиниринге. Предлагает инструментарий для развития эвристики, креатива и воображения, логики и пространственно-образного мышления, улучшает навыки проектирования и моделирования. Пригодится будущим ИТ-дизайнерам, web-конструкторам, ИТ-разработчикам, киберспортсменам, проектировщикам, архитекторам, инженерам.
— Архитектура искусственного интеллекта касается машинного обучения и анализа. Развивает комплексные ИТ-навыки, требует углубленного изучения прикладной математики, алгоритмики, даталогии, аналитики данных, матричных систем. Курс нацелен на усиление когнитивного мышления и цифровой культуры, развитие внимания, реакции, зрительной и долгосрочной памяти. Пригодится будущим программистам, ИТ-инженерам, аналитикам больших данных, персональным тренерам ИИ, специалистам по нейросетям.
— Анализ и работа с большими данными дают общие знания по математике, информатике, учат основам программирования, углубляют понимание алгоритмики, ИТ-безопасности, юриспруденции и интернет-права, знакомят с аналитикой данных. Развивают логику, внимание, концентрацию, реакцию и все виды памяти. Пригодятся в качестве фундамента для будущего обучения на инженера, аналитика данных, архитектора ИИ, программиста, сотрудника сектора ИТ-безопасности, юриста с ИТ-квалификацией.
— Киберспорт развивает стратегическое мышление и логику, внимание, скорость реакции, командные навыки, все виды памяти; расширяет цифровой кругозор и общую компьютерную грамотность, улучшает владение аппаратным ИТ-комплексом, поднимает, развивает навыки программирования. Часть профессиональных игр тесно связана с математикой, информатикой, эвристикой, военно-патриотической культурой, ряд игр дает опыт прикладного программирования. Понадобится профессиональным киберспортсменам, гейм- и веб-дизайнерам, программистам, ИТ-специалистам, конструкторам, инженерам, менеджерам, маркетологам, авторам блогов о кибериндустрии, специалистам по пиару и рекламе киберспорта, управленцам сектора и будущим тренерам.
Ранее ИРИ предложил Минпросвещения ввести в качестве эксперимента в школах уроки по киберспорту. Министерство допустило включение факультативных занятий по киберспорту в учебный план по инициативе самих школ.
— Программирование/кодирование сопряжено с углублением и профильным освоением точных дисциплин, информатики, алгоритмики, философии цифровых систем. Развивает базовые ИТ-знания и умения, навыки в области визуальной культуры и дизайна, системного менеджмента и администрирования. Совершенствует логику, память и внимание, когнитивные способности, эрудицию, профессиональное творчество и инновации, креативность и персонализацию. Важно для специалистов цифровой индустрии, владельцев собственных сайтов, онлайн-предпринимателей.
— ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) используется при решении сложных технических задач, учит справляться со сложными изобретательскими задачами, прогнозировать развитие технических систем. Способствует повышению эрудиции и развитию качеств творческой личности.
— Квантовые технологии и вычисления. По мнению экспертов ИРИ, к 2040 году дети в российских школах смогут изучать квантовое программирование. Предмет включает знания по физике, квантовой механике, комплексу точных и цифровых наук. Развивает стремление к познанию и к созиданию, расширяет пространственное мышление, возможности памяти и интеллекта. Программы заинтересуют будущих квантовых криптографов, аналитиков данных, специалистов по электронике и гаджетам (инженеров, разработчиков ПО, программистов), ИТ-безопасников, медиков, специалистов по квантовой телепортации.
Профориентация школьников
В эпоху повсеместной цифровизации нужно осваивать новые компетенции и «гибкие навыки», чтобы стать конкурентоспособными на рынке труда и эффективными в профессии, прокомментировал РБК гендиректор ИРИ Сергей Петров. Исследование он считает «визионерским проектом», показывающим, какие кадры понадобятся стране в будущем в условиях новой образовательной экосреды и экономических вызовов.
Эксперты ИРИ считают, что подобные предметы позволят избежать попадания в квалификационную яму, в которой на сегодня находятся 1,3 млрд работников по всему миру и 34 млн граждан в России (по подсчетам BCG и World Skills).
Доцент кафедры системной и программной инженерии НИТУ «МИСиС» Владимир Бабешко сказал РБК, что в силу динамичности отрасли ИТ нужно заботиться о подготовке кадров с большим опережением. С этой точки зрения исследование поможет школьникам в профориентации.
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина назвала такой список «правильным и очень востребованным». Эксперт назвала перечисленные предметы междисциплинарными комплексными направлениями, которые подразумевают другие технологии обучения, проектную ориентированность, исследовательскую направленность и дают новые компетенции. По ее мнению, часть предметов с учетом их сложности должна изучаться на факультативной основе, в то время как уроки по курсам вроде кибербезопасности обязательны для каждого.
РБК отправил запрос в Минпросвещения с просьбой прокомментировать список ИРИ.