В гибели губернатора Сахалина виноваты пилоты
Как сообщил сегодня журналистам министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу, причиной катастрофы стало нарушение экипажем правил полета в горной местности, выразившееся в выполнении полета на недопустимо малой высоте, ниже безопасной, и непринятие решения на возврат или прекращение полета при фактической погоде, не обеспечивающей возможность продолжения безопасного визуального полета, что привело к столкновению вертолета с землей.
В ходе расследования государственная комиссия установила, что вертолет Ми-8Т RA 25194, его системы, двигатели и оборудование были работоспособны, отказов и неисправностей в полете не было, экипаж имел достаточный опыт летной работы на вертолете. По состоянию здоровья все члены экипажа были допущены к полетам, а по результатам судебно-медицинской экспертизы этиловый спирт в крови у членов экипажа и пассажиров не обнаружен.
В процессе полета экипаж по просьбе заказчика рейса и в нарушение действующих правил полета без оповещения диспетчера изменил маршрут. По словам С.Шойгу, заказчиком полета являлся один из владельцев компании, которая в этот день обслуживала представителей администрации Сахалинской области. "Этот человек зарабатывал баллы, чтобы губернатор области пользовался услугами его компании", - пояснил С.Шойгу.
Высота полета перед столкновением составляла 5-10 метров при скорости около 200 километров в час. Обнаружив в разрывах облачности склон и деревья, экипаж предпринял экстренные меры по предотвращению столкновения с землей с полным резким взятием ручки управления "на себя", что привело к выходу вертолета за установленные ограничения по углу тангажа (более 50 градусов), соударения лопастей несущего винта с хвостовой балкой и разрушению конструкции вертолета с полной потерей управляемости. Неуправляемый вертолет на большой скорости, вращаясь, столкнулся в землей.
Для предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов государственная комиссия разработала рекомендации, направленные на повышение безопасности полетов. По словам С.Шойгу, они касаются уточнения уголовно-процессуального и воздушного законодательства. При этом министр пояснил, что комиссией вынесена рекомендация о внесении изменений в Уголовный кодекс об ужесточении уголовной ответственности за нарушение правил полета. В случае принятия изменений уголовная ответственность будет касаться и летчиков, и лиц, находящихся на борту воздушного судна. "Сегодня в нашем законодательстве есть уголовная ответственность, но она касается только лиц, которые захватывают воздушные суда, и в этой ситуации во имя спасения жизни граждан, находящихся на борту, летчикам позволяется изменять курс", - заявил С.Шойгу.
Также в рекомендации госкомиссии указывается на ужесточение требований к подготовке экипажей и безопасности полетов в горных условиях, совершенствованию метеообеспечения полетов, процедур и технических средств поиска и спасения. По рекомендации госкомиссии на всех воздушных судах необходимо будет установить радиомаяки, которые бы обеспечивали облегчение поиска пропавших воздушных судов, добавил С.Шойгу.