Книжная война по-французски
Французский парламент принял закон, запрещающий интернет-магазинам бесплатно доставлять клиентам книги, на которые уже есть скидка. Власти страны считают, что он поможет спасти от разорения местные книжные магазины на фоне растущей конкуренции с американским гигантом Amazon.
Новый закон — еще один шаг французов по борьбе с американскими интернет-компаниями. Министр культуры Франции Орели Филиппети обвинила Amazon в использовании стратегии демпинга. По ее мнению, компания использует бесплатную доставку, чтобы обойти существующие законы, контролирующие цены на книги. «Как только они займут доминирующую позицию и уничтожат сеть наших книжных магазинов, есть высокая вероятность того, что они увеличат сборы за доставку», — заявила она во время дебатов. Теперь закон после одобрения нижней палатой должен быть ратифицирован верхней.
Сейчас во Франции около 2,5—3 тыс. книжных магазинов (в соседней Великобритании их, к примеру, всего 1 тыс.). Около 500 французских магазинов продают книги по Интернету, однако их владельцы опасаются, что не смогут конкурировать с Amazon. Осознавая это, правительство Франции запустило совместно с некоторыми издательствами программу поддержки на 9 млн евро независимых книжных продавцов. Однако Кристиан Кер из партии «Союз за народное движение», одного из спонсоров программы, заявил, что книжные магазины остаются в тяжелой ситуации, поскольку им приходится платить за аренду и персонал.
В 2011 году на книжные магазины пришлось около 23% продаж печатных книг во Франции, свидетельствуют данные правительства. Онлайн-продажи составили около 13%, а оставшаяся часть книг была куплена в гипермаркетах, книжных клубах и других аутлетах. Для сравнения: в США доля проданных печатных книг в одном Amazon составляла 30% в 2011 году, а на сегодняшний день уже около 40%, согласно информации эксперта рынка Альберта Греко, предоставленной The Wall Street Journal.
Представители Amazon подвергли резкой критике новый закон, заявив, что увеличение цены на книги приведет к снижению покупательской способности французов и дискриминации тех, кто их покупает в Интернете.
Тем не менее все основные партии страны уже выступили в поддержку нового закона. Таким образом, новые правила дополнят уже существующие. Сейчас действуют ограничения на максимальную скидку. Она составляет 5%. Закон был принят еще в 1981 году, чтобы обезопасить небольших продавцов от крупных сетей.
Закон не единственная мера, с помощью которой французы борются против американизации своей культурной сферы. Правительство социалиста Франсуа Олланда продвигает в ЕС закон о регулировании онлайн-платформ и приложений и выступает за налогообложение таких интернет-компаний, как Google, Facebook, Amazon, в тех странах, где пользователи заходят на их веб-сайты. Ранее в этом году г-н Олланд принудил Google создать фонд на 60 млн евро в поддержку печатной индустрии. В случае отказа президент угрожал ввести закон, который бы обязал поисковик делиться прибылью от размещения ссылок на французские газетные статьи.