Финская школа ответила на скандал из-за изучения русского языка
Публикации в СМИ с критикой углубленного изучения русского языка в финско-русской Школе Восточной Финляндии (ШВФ) нанесли учреждению репутационный ущерб, заявила директор Катри Анттила.
ШВФ — двуязычная школа, специализирующаяся на изучении русского языка и культуры. Ее филиалы находятся в городах Лаппеенранта, Йоэнсуу и Иматра близ границы с Россией, туда ходят 611 учеников. Школу основали в 1997 году, юридически она является частной организацией, но фактически финансируется за счет муниципалитетов.
Скандал разгорелся в начале сентября, когда таблоид Iltalehti со ссылкой на анонимные источники сообщил о планах властей закрыть филиалы школы в связи с вероятной угрозой национальной безопасности. Собеседники издания говорили, что есть опасения, что Россия объявит о притеснениях учеников-россиян и увидит необходимость принять меры для их защиты.
В финской полиции безопасности (Supo) опровергли утверждения таблоида, что деятельность школы представляет угрозу для безопасности государства.
«Понятно, что у Iltalehti свои цели — нужно повышать тираж, продавать газеты. Хорошо, конечно, что Supo опровергло заявления газетчиков, но вред этот материал уже успел нанести. Каждый раз в интернет-поисковиках будет всплывать эта статья, когда люди будут искать информацию о нашей школе», — сказала директор.
Она отметила: ШВФ — не русская школа, «мы финская интернациональная школа, в которой преподавание ведется на финском и где изучают русский», поскольку детям нужно знать и другие языки, кроме английского.
С ее слов, у многих детей и родителей публикации в СМИ вызвали фрустрацию: «Один папа прямо спросил — моего девятилетнего сына Калле теперь считают российским агентом или как это все можно еще истолковать?». Некоторые родители даже обратились в полицию и в надзорное ведомство в сфере журналистики Совет публичного слова с просьбой начать расследование о вмешательстве таблоида в частную жизнь. «Школа не может от своего лица подать заявление в полицию на журналистов за оскорбление достоинства», — отметила директор.
Но председатель фонда правления ШВФ Антеро Латту уверена, что публикации только повысили узнаваемость школы. Условия работы сильно изменились за последнее время, особенно с началом военного конфликта между Россией и Украиной, но школа изменится и усилит свои позиции, пообещала она. Латту также выразила уверенность, что своей работой школа представляет угрозу именно правительству России, поскольку ученики ШВФ «учатся, как жить в демократическом обществе».
Вместе с тем закрытие этих школ все равно обсуждается, но по экономическим, а не политическим причинам: в городах снижается количество учеников.
Власти города Лаппеенранта пояснили, что рассматривается закрытие нескольких школ, не только ШВФ, и роль русского языка в учебном процессе никак не выделялась при принятии решений. Более того — школьникам обеспечат более широкий спектр преподавания на русском языке по сравнению с нынешними программами. В прошлом году администрация Лаппеенранты перечислила Школе Восточной Финляндии €1,7 млн.
По сведениям Etelä-Saimaa, школа прекратит работу в 2025 году.
Во второй половине 2022 года Yle сообщала о сокращении в Финляндии числа желающих изучать русский язык в связи с вооруженным конфликтом России и Украины. Мнения преподавателей разделились: в Университете Турку признали наличие тенденции, а некоторые учителя не заметили значительного изменения в потоке учеников.
Эксперты при этом отмечали: несмотря на политические противоречия, потребность в русскоязычных экспертах есть. Они «являются важным ресурсом политики безопасности, когда мы рассматриваем такие вопросы, как информационное влияние», пояснял профессор русской литературы и культуры в Университете Хельсинки Томи Хуттунен.
После распада СССР в мире стремительно сокращалось количество изучающих русский язык как иностранный: если в начале 1990-х русскому обучались 74,6 млн человек, то к 2018-му их численность сократилась вдвое, до 38,2 млн.
«Количество говорящих на русском языке или владеющих им людей действительно сокращается. Если на 2020 год это было 280 млн человек, то в 2022-м — уже 255 млн. Но чем это вызвано? Тем, что все резко расхотели учить русский? Нет. Это вызвано естественной убылью населения», — объясняла в интервью РБК ректор Института русского языка им. Пушкина Наталья Трухановская.