В 2008г. появления новых лоукост-перевозчиков в РФ не ожидается
Многие пересмотрели свою модель ведения бизнеса и стали более внимательны к тарифам и каналам продаж. К тому же условия работы российских дискаунтеров отличаются от европейских: у нас нет альтернативных аэропортов, таможенные пошлины на ввоз иностранных самолетов.
Сама бизнес-модель лоукостеров заключается в том, чтобы построить систему затрат себестоимости продукции максимально приближенной к единице продукции за счет высокой объемов перевозок, экономии на аренде офисов, технического обслуживания воздушных судов.
Однако генеральный директор авиакомпании Sky Express Марина Букалова признает, что на российском рынке авиаперевозок есть свои плюсы. "Доля аэропортовых расходов значительно ниже, чем в альтернативных аэропортах в Европе. Недозагруженность российских аэропортов кроме московского авиаузла, дает возможность получить тот минимальный набор услуг, который экономит общую стоимость рейса. Например, мы отказываемся от дополнительных стоек регистрации, более того, мы получаем комиссионные от аэропортов за то, что приводим туда пассажиропоток", - прокомментировала она в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе".
Что касается новых правил перевозок пассажиров, они действительно усложнят развитие лоукост-перевозок в России. Согласно новым правилам, любой договор перевозки может быть расторгнут за сутки без штрафных санкций со стороны пассажира, что неприемлемо для дискаунтеров. Для них наиболее выгодна покупка билетов в авиадискаунтере за 1-2 месяца до вылета. Их главный принцип состоит в поддержке авансовых денежных потоков, которые и позволяют заранее получить фьючерсный контракт на топливо по выгодной цене.
"Там (в новых правилах перевозки пассажиров) есть некие вещи, которые я считаю популистскими, например, обеспечить пассажиров гостиницами, транспортом, едой при задержке вылета. Например, в Сахалине самолет может стоять неделю из-за непогоды. Какой бюджет это выдержит? Все это будет заложено в цену билета", - дополняет коммерческий директор авиакомпании "КД Авиа" Виталий Головин.
Что касается авиапарка, российские лоукостеры выполняют перевозки на подержанных иностранных самолетах. Генеральный директор компании Infomost Communications Борис Рыбак отмечает, что сегодня российскими авиакомпаниями используется 260 воздушных судов западного производства. До 2012г. заключено 276 контрактов на поставки иностранных самолетов.
Таможенные пошлины на ввоз иностранных самолетов (исчисляются от стоимости самолета) не позволяют перевозчикам летать на новых самолетах. Например, поддержанный самолет Airbus A-340-300 (десятилетней давности) может стоить в районе 50 млн долл, а новый – А-340-300 – 98 млн долл. По расчетам отечественных бюджетных перевозчиков, им выгоднее поддерживать летную годность самолета, чем покупать новый. "Если в новый самолет не вкладывать ни копейки в техническое обслуживание на период лизинга, он получается дороже чем самолет 10-летней давности. Таможенная пошлина составляет 20% от стоимости самолета, плюс НДС 18%", - подытожила М.Букалова.
По мнению экспертов гражданской авиации, в 2008г. на российском рынке лоукост-перевозок новых игроков среди отечественных компаний не появится. Напомним, что сегодня в РФ представлены две российские low-cost-компании: Sky Express и Red Wings. А также ряд иностранных, обеспечивающих международное сообщение – Air Baltic, Air Berlin, Alpi Eagles (Италия), Niki (Австрия), Clickair (Испания), Wind Jet (Италия), German Wings (Германия), Norwegian Air Shuttle.