«Дождь» подал заявление на Кадырова в СК после обвинений в «терроризме»
Телеканал «Дождь» (признан иноагентом) сообщил, что подал в Следственный комитет заявление на главу Чечни Рамзана Кадырова, после того как тот обвинил канал в терроризме.
По мнению руководства «Дождя», слова Кадырова могут быть квалифицированы по п. «а» ч. 2 ст. 282 Уголовного кодекса (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, унижение достоинства человека либо группы лиц по тому или иному признаку — в данном случае принадлежности к социальной группе сотрудников «Дождя» — с применением насилия или угрозой его применения). Максимальное наказание по этой статье — шесть лет лишения свободы.
В заявлении, подписанном главредом канала Тихоном Дзядко, отмечается, что канал не имеет отношения к терроризму: ни один из его сотрудников не подвергался уголовному преследованию по соответствующей статье, «Дождю» никогда не выносились предупреждения согласно закону о противодействии экстремизму, в отношении телеканала и его руководства не составлялись протоколы за распространение экстремистских материалов или оправдание терроризма.
Телеканал в своем заявлении упомянул и слова председателя Общественной палаты Чечни Исмаила Денильханова. «Народы Чеченской Республики настоятельно требуют немедленно прекратить деятельность таких вражеских СМИ, как «Новая газета», «Дождь», а также «Комитет против пыток» (юрлица организации были признаны иноагентами, сейчас она работает без регистрации)», — сказал Денильханов на митинге против семьи экс-судьи Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева (перевод его речи приводит «Грозный-информ»).
РБК направил запрос в СК.
Ранее гендиректор «Дождя» Наталья Синдеева заявляла, что телеканал расценивает высказывания главы Чечни как угрозу. Она выразила надежду на «немедленную реакцию правоохранительной системы и политического руководства России».
1 февраля Кадыров призвал возбудить уголовное дело о терроризме против «Дождя», «Новой газеты», журналистки этого издания Елены Милашиной и экс-главы «Комитета против пыток» Игоря Каляпина. «Какие еще вам нужны факты того, что они являются пособниками террористов?» — обратился он к правоохранительным органам.
До этого Кадыров заявлял в своем Telegram-канале, что считает Каляпина и Милашину террористами, а доказательства этому есть «в материалах журналистских расследований на независимых каналах». После этого заявление с требованием возбудить против главы республики уголовное дело в СК подала «Новая газета». Она, как и «Дождь», решила, что слова Кадырова подпадают под п. «а» ч. 2 ст. 282 УК России («возбуждение ненависти или вражды»). Журналистка Елена Милашина после заявлений руководства Чечни сообщила, что решила на время уехать из России из-за угрозы ее безопасности.
«Эхо Москвы» после слов главы Чечни выразило поддержку «Дождю» и «Новой газете» и призвала президента Владимира Путина вмешаться в ситуацию. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков сообщал, что обращение радиостанции будет передано Путину.
Сообщения Кадырова были опубликованы на фоне ситуации вокруг семьи Сайди Янгулбаева. Его сына, правозащитника Ибрагима Янгулбаева, власти подозревают в администрировании Telegram-канала 1ADAT, признанного в республике экстремистским. Жену Сайди Янгулбаева Зарему Мусаеву чеченские силовики 20 января вывезли из Нижнего Новгорода в Грозный. По словам министра связи Чечни Ахмеда Дудаева, она проходила свидетелем по делу о мошенничестве, но несколько раз не явилась к следователю по повестке. Рамзан Кадыров обвинил Янгулбаевых в призывах к терроризму и экстремизму и призвал задержать их, а при сопротивлении «уничтожить» как пособников террористов. Сайди Янгулбаев и его дочь Алия вскоре после этого покинули Россию.