Индекс потребительской уверенности россиян упал до кризисного уровня
Индекс потребительской уверенности (ИПУ), указывающий на то, насколько оптимистично люди оценивают состояние экономики страны и своих личных финансов и готовность тратить деньги, опустился до уровня кризисного 2009 года, сообщает Росстат.
По итогам первого квартала 2015 года число пессимистов в России превысило количество оптимистов на 32% — так низко рассчитываемый Росстатом ИПУ не падал с 2009 года. При этом среди людей в возрасте от 30 до 49 лет доля пессимистов росла особенно быстро: в этой группе ИПУ снизился сразу на 16 п.п., в то время как в целом — лишь на 14 п.п.
«Снижение ИПУ обусловлено отрицательной динамикой всех его компонентов. При этом наибольшее снижение отмечается в оценках населением произошедших изменений в экономике России и личного материального положения. Более умеренное снижение наблюдается в оценках населением по этим аспектам ожидаемых изменений», — отмечается в сообщении Росстата.
Напомним, что при расчете ИПУ учитываются пять частных индексов — произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России и индекс благоприятности условий для крупных покупок. Значение каждого из этих индексов рассчитывается путем вычитания из суммы долей (в процентах) определенно положительных и скорее положительных ответов суммы долей определенно отрицательных и скорее отрицательных ответов. Нейтральные ответы во внимание не принимаются.
Наиболее негативно россияне, по данным Росстата, оценивают сейчас последние изменения в экономике страны. В четвертом квартале прошлого года доля отрицательных оценок составляла 55%, к концу марта 2015 года она выросла до 79%. В результате индекс произошедших изменений в экономике России снизился на 26 п.п., составив -52% против -26% в четвертом квартале 2014 года.
Более половины россиян (52%) считают, что одновременно с ухудшением общей ситуации в экономике ухудшилось и их личное материальное положение. Изменения к лучшему в январе–марте 2015 года заметили только 7% респондентов.
Индекс благоприятности условий для крупных покупок снизился в январе—марте 2015 года на 21 п.п. и составил -45% против -24% в четвертом квартале 2014 года.
Улучшения ситуации в экономике страны в течение ближайшего года ждут 17% россиян, при этом доля тех, кто ждет макроэкономических изменений к худшему, увеличилась до 40%. В том, что касается личных финансов, улучшения ждут сейчас лишь 8%, в то время как к худшему готовятся 35%.
В большинстве стран Евросоюза ИПУ удерживается на более высоком, нежели в России, уровне. Так, например, в Германии пессимисты превосходят оптимистов числом лишь на 0,1%. В то же время в Великобритании, Дании, Ирландии, Нидерландах, Финляндии и Швеции оптимисты и вовсе лидируют. Единственной страной, где ИПУ оказался еще ниже российского, остается Болгария, где его значение по последним данным составляет -35,9%.
В конце марта 2015 года социологи компании GfK сообщили, что всего за четыре месяца индекс потребительских настроений (ИПН) рухнул в Москве сразу на 45 пунктов, сообщает компания GfK. Если в ноябре 2014 года значение индекса в столице составляло 109 пунктов, то в марте 2015 года он опустился до 64 пунктов.
С таким пессимизмом москвичи не смотрели в будущее еще никогда. Даже в кризисных 2008–2009 годах значение ИПН в Москве не опускалось ниже 79 пунктов. В целом по России ИПН снизился с прошлой осени на 21 пункт — с 95 до 74 пунктов, что является самым низким результатом с весны кризисного 2009 года.