Резервный фонд подождет
Правительство 9 сентября рассмотрит вопрос о заморозке бюджетного правила в 2016 году и временном переходе на однолетний бюджет. Это означает отказ от ограничения госрасходов и от резервирования нефтяных доходов.
Год без правила
Комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила законопроект, предусматривающий формирование годового бюджета (вместо трехлетнего) и приостановке на 2016 год применения бюджетного правила, рассказал первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков. Причина — в «сложности прогнозирования в сложившихся реалиях», отметил Жуков. Вопрос будет вынесен на заседание правительства 9 сентября. «Считаю целесообразным приостановить бюджетное правило на один год. Оно оказалось слишком мягким», — прокомментировал решение правительственной комиссии у себя в Twitter бывший вице-премьер и идеолог бюджетного правила Алексей Кудрин.
После 2016 года правительство вернется к бюджетному правилу, но в «модифицированном виде», уверен министр финансов Антон Силуанов. Однако министр экономики Алексей Улюкаев заявил, что отмена бюджетного правила может не ограничиться одним годом.
Бюджетное правило формировалось таким образом: правительство высчитывало среднюю цену на нефть за предыдущие годы, и все доходы, которые приходили в бюджет от более высоких цен на нефть, должны были идти в Резервный фонд, напоминает аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина. Другими словами, бюджетное правило запрещает увеличивать общий объем расходов из-за излишка нефтедоходов. В этом году это правило де-факто не работало: нефть установилась гораздо ниже уровня, который за прошлые годы высчитало правительство ($96 за баррель). Второй посыл бюджетного правила состоял в ограничении госрасходов. Их предельный объем высчитывался исходя из суммы доходов (в рамках расчетной цены на нефть) плюс дефицит бюджета в размере не более 1% ВВП.
Что даст отмена
Последнее время дискуссия шла вокруг необходимости изменить бюджетное правило, которое в условиях падения цен утратило былую эффективность, напоминает Суслина. Минфин настаивал на ужесточении правила, Минэкономразвития и соцблок правительства — на смягчении. Временный отказ от бюджетного правила может быть компромиссом в условиях невозможности прийти к оптимальному решению.
«Бюджетное правило в данный момент совершенно не нужно с точки зрения того, из какого кармана вы берете деньги. Часть этих долларов убирали в резервные фонды и потом использовали для покрытия дефицита бюджета — то же самое, что не иметь этого бюджетного правила и покрывать дефицит бюджета путем использования налоговых поступлений. Но вот долгосрочно надо будет посмотреть, не будет ли так, что расходы будут расти пропорционально доходам», — говорит Олег Шибанов, профессор финансов РЭШ.
Переход к однолетнему бюджету повышает неопределенность для экономики из-за неопределенности по финансированию государственных программ, говорит главный экономист по России и СНГ ING Дмитрий Полевой. Это плохо также для правительства, которому лучше иметь среднесрочный план, увязанный с целями общего стратегического развития. Заморозка бюджетного правила также повышает неопределенность для ЦБ в части реализации денежно-кредитной политики, отмечает Полевой. Кроме того, отменяя бюджетное правило временно, правительство создает риск для полной его отмены в будущем. «Аналог — накопительная часть пенсионной системы, которую сначала отменили на время. А у бюджетного правила в правительстве было большое количество противников. И если исходить из того, что переход на однолетний бюджет с отменой бюджетного правила — финальное решение, то возрастают риски того, что это надолго», — рассуждает экономист.