Анонимки не проверять
Запретить внеплановые проверки, инициированные по анонимкам, и установить ответственность за ложные сведения от заявителей – такие подарки рекомендует сделать предпринимателям межведомственная рабочая группа при Генпрокуратуре.
Вымышленные имена
«Надо максимально снять ограничения для бизнеса, избавить их от навязчивого надзора и контроля, я сказал: именно навязчивого надзора и контроля. Каждая проверка должна стать публичной. Надо отказаться от самого принципа тотального бесконечного контроля», – заявил Владимир Путин в четверг в послании президента Федеральному собранию. В пятницу Кремль опубликовал поручения по его итогам. До 15 июля 2015 года президент поручил подготовить изменения в законодательство, которые запретят плановые проверки малого бизнеса в течение трех лет, если за три года до этого не было выявлено никаких нарушений.
Возможно, этим список послаблений для бизнеса не ограничится. В октябре премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос совершенствования госконтроля над компаниями. В распоряжении РБК оказалась справка управления по надзору Генпрокуратуры за соблюдением прав предпринимателей, подготовленная в ходе этой проработки.
Ее подлинность подтвердила представитель аппарата уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова, представители которого входят в межведомственную рабочую группу при Генпрокуратуре по защите прав предпринимателей.
Исполнителем по поручению премьера значится Минюст, в ближайшее время предложения межведомственной рабочей группы будут направлены туда, уточнила она.
Авторы документа предлагают прекращать внеплановую проверку компании, если будет установлено, что ее начали из-за анонимного обращения. Изменения должны коснуться ст. 294 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля». Кроме того, предлагается законодательно закрепить механизм предварительной проверки достоверности сведений о заявителях и их информации. Так члены рабочей группы надеются обезопасить бизнес от злоупотреблений со стороны конкурентов.
В справке приводятся примеры, подтверждающие наличие проблемы. Так, управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленобласти, Костромской области и Туве проверяли законность привлечения иностранной рабочей силы со стороны ИП на основании анонимных телефонных звонков. Аналогичные нарушения Генпрокуратура зафиксировала в действиях отделения Роспотребнадзора по Калмыкии.
«Доходит до того, что некоторые ведомства не удосуживаются проверять, а есть ли заявитель на самом деле, – говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов. – Много случаев, когда предприниматели пытаются понять, кто же на них жалуется, и выясняется, что этих людей нет в природе по указанным адресам. Конечно, ситуацию в этой сфере надо упорядочить».
Представители бизнеса ранее обращались в правительство по поводу заявлений о нарушениях с неустановленным заявителем, рассказал РБК глава «Опоры России» Александр Калинин. «Сегодня можно написать заявление, в котором указать вымышленную фамилию. По таким заявлениям как минимум треть от всего числа проверок. Если это не остановить, это поглотит всю страну», – опасается он.
Плата за ложь
Генпрокуратура пошла дальше и предлагает установить ответственность за ложные сведения от заявителей, это можно только приветствовать, говорит Калинин. Нужно ориентировать контролеров на то, что с заявителей следует взыскивать расходы, понесенные контрольным органом, в случае заведомо ложного сообщения, указывают составители предложений премьеру из межведомственной группы. Это право у них есть по закону «О порядке рассмотрения обращений граждан».
Другое предложение рабочей группы – сократить срок рассмотрения обращений о разъяснении законодательства с 30 до 15 дней и прописать в правилах разработки административных регламентов обязанность консультировать предпринимателей. «Эта мера позволит [компаниям] получать квалифицированную юридическую помощь в целях исключения возможного противоправного поведения», – говорится в документе.
«Опора России» поддерживает предложения Генпрокуратуры, говорит Калинин: «Любое снижение давления на бизнес по проверкам мы приветствуем. Потому что оно действительно сегодня чрезмерно. У нас есть предложение сократить численность сотрудников в проверяющих органах, а оставшимся поднять зарплату. Это точно уменьшит и количество проверок и повысит их качество. Так было сделано в налоговой службе. Что мы получили? Администрирование, качество сервиса в налоговой службе только выросло».
«Предложения разумные. За первое полугодие 2014 года прокуратура зафиксировала 8,5 тыс. нарушений со стороны контрольно-надзорных органов и дала предписания по их устранению», – знает координатор деятельности общественных омбудсменов аппарата бизнес-омбудсмена Анастасия Алехнович.
Эти предложения повысят роль прокуратуры при внеплановых проверках, но гораздо эффективнее было бы повысить роль административного реагирования со стороны руководства самого контрольного органа, считает партнер юрфирмы ЮСТ Александр Боломатов.