Верховный суд разъяснил соотношение религиозных обрядов и экстремизма
Религиозные обряды и церемонии не могут сами по себе считаться экстремистскими преступлениями, разъяснил председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев. Он заявил об этом на совещании судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов, сообщает ТАСС.
«Повышенные стандарты защиты конституционных прав граждан обеспечиваются разъяснениями Верховного суда о том, что действия, не содержащие признаков экстремизма и состоящие исключительно в реализации права на свободу совести, свободу вероисповедания, в том числе посредством совершения религиозных обрядов и церемоний, не образуют состава преступления», — сказал Лебедев.
Всего в 2021 году за экстремизм были осуждены 606 человек, в то время как в 2020 году таких приговоров было 325.
По закону «О противодействии экстремистской деятельности», Библия, Коран, Танах и Ганджур, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами.
В определении, что такое экстремистская организация, говорится, что это общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых суд принял решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, причем это решение должно вступить в силу.
В январе 2021 года председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил о необходимости принять дополнительные меры по выявлению в интернете материалов террористического и экстремистского характера.
«Анализ причин и условий совершения ряда преступлений позволяет сделать вывод о необходимости принятия дополнительных мер для защиты национального информационного пространства», — сказал тогда Бастрыкин.
Он уточнил, что речь идет о поиске в интернете материалов, «связанных с вербовкой людей, в особенности молодежи», а также материалов, пропагандирующих преступления террористического и экстремистского характера.
По состоянию на 9 февраля 2022 года перечень экстремистских общественных и религиозных организаций, решения судов по которым вступили в законную силу, насчитывает 89 пунктов.
В мае 2020 года президент Владимир Путин утвердил новую редакцию Стратегии противодействия экстремизму. По сравнению с предыдущей версией стратегии, принятой еще в 2014 году, текст документа оказался значительно расширен и уточнен.
Одним из различий стала уже оценка уровня угрозы. Если в старой версии «экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур» была названа просто одним из источников угроз национальной безопасности, то теперь она считается «одним из основных источников» таких угроз.