Путин запретил следователям самостоятельно возбуждать дела по налогам
Следователи смогут возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям только после завершения налоговых проверок. Соответствующий закон подписал президент Владимир Путин. Документ опубликован на портале правовой информации.
После того как из органов дознания следователю поступает информация о налоговом преступлении, он в течение трех дней должен направить ее в территориальный орган страховщика, в котором состоит на учете человек или компания. Налоговая должна проверить эти материалы и не позже чем через 15 дней направить следователю заключение.
До этого следователи могли возбуждать дела по 198–199.2 статьям Уголовного кодекса (это налоговые составы) во время и до начала налоговой проверки, то есть до того, как была выявлена недоимка.
Порядок, по которому нельзя возбудить дело по налоговому преступлению без учета позиции Федеральной налоговой службы (ФНС), ранее вводился по инициативе президента Дмитрия Медведева и действовал в 2011–2014 годах. Тогда число уголовных дел резко снизилось: с 13 тыс. дел по налоговым статьям до почти 1,8 тыс. в 2011 году и 1,2 тыс. в 2012 году, говорил бизнес-омбудсмен Борис Титов.
В 2013 году Путин внес в Госдуму законопроект, возвращающий прежний порядок. Следователям, которые запросили мнение ФНС, разрешили не ждать ответа и не считаться с ним.
Опрошенные РБК эксперты считают, что власти с помощью возвращения практики возбуждения дел только после налоговой проверки пытаются снизить нагрузку на бизнес в условиях западных санкций. Кроме того, решение повлияет и на налоговые расследования с коррупционной составляющей, уверены они. Ранее заявить о налоговом преступлении могло любое третье лицо, чем часто пользовались недобросовестные бизнесмены, чтобы инициировать проверки своих конкурентов.
По словам директора юридических компаний «Налоговый щит» Владислава Брызгалина, были случаи, когда доследственные проверки и оперативные мероприятия проводились до установления налогового правонарушения ФНС. При этом сотрудники правоохранительных органов нередко присутствовали на комиссии по легализации налоговой базы, и если на ней шла речь о размере возможной недоимки от 15 млн руб., то могли подключаться к делу самостоятельно.