Академики готовят альтернативный учебник истории
Он рассказал, что в экспертную группу при Госдуме РФ вошли наиболее авторитетные историки страны, представители ведущих вузов, авторы учебников по истории, представители Российской академии наук, Российской академии образования, учителя и методисты школ, представители издательств.
В.Бурматов напомнил, что подготовка единого учебника истории ведется по поручению президента Владимира Путина. Однако депутат констатировал, что Минобрнауки провалило исполнение поручения главы государства. "Тот документ, который был представлен для обсуждения общественности рабочей группой ведомства, не просто не выдерживает никакой критики, он вообще не может считаться профессионально подготовленной концепцией", - пояснил он.
По словам депутата, у представленного министерством документа нет авторов, а кроме того, он "в буквальном смысле списан с источников очень сомнительного содержания, вроде сайтов рефератов для школьников и шпаргалок по истории". "Такой подход к источникам не мог не сказаться на качестве текста документа, который содержит более 200 ошибок, неточностей в формулировках и датах, что вызвало резкую критику научно-педагогической общественности", - сообщил парламентарий.
В тексте документа есть не только фактические ошибки, но и серьезные недочеты системного толка. В частности, он содержит пренебрежительное отношение к истории дореволюционного и советского периода, а Великая Отечественная война представлена лишь как цепь ошибок руководства страны. Видимо поэтому, предположил В.Бурматов, обсуждение документа попытались свернуть, перенеся на сезон отпусков, когда многие представители академического сообщества находятся в отъезде.
"В итоге недовольство этим документом возросло настолько, что на меня вышла большая группа историков, авторов учебников, представителей РАН и вузов страны с просьбой создать площадку, на которой можно было бы нормально обсудить эту концепцию. Такая площадка была создана в начале июля, тогда же и началась кропотливая работа над тем экспертным докладом, который мы представляем сегодня", - рассказал В.Бурматов.
Представляемый документ, по словам депутата, содержит собственно экспертный доклад, посвященный концепции единого учебника по истории, таблицу замечаний к тексту концепции, предложенной Минобрнауки, авторские замечания разработчиков этого доклада, оформленные в виде стенограммы состоявшегося в июле круглого стола, и другие материалы.
К сожалению, добавил В.Бурматов, все эксперты, принимавшие участие в составлении доклада, признают, что работать с концепцией, предложенной образовательным ведомством, невозможно, ее нужно "просто переписать с нуля". В связи с этим разработчики экспертного доклада пришли к выводу, что необходимо готовить альтернативную концепцию единого учебника истории. Эта работа уже началась и будет завершена, как ожидается, к концу августа.
Как пояснил профессор, президент АНО "Научно-исследовательский институт истории, экономики и права" Игорь Турицын, документ, подготовленный министерством, "не выдерживает самой элементарной критики". "Ляпов много. Очень небрежное построение фраз, - возмутился профессор. – Школьники, которые закончат 9 классов, изучат историю в лучшем случае до отмены крепостного права Александром II. Все остальные важные периоды отсутствуют".
Член-корреспондент РАН и автор учебников Николай Арсентьев заметил, что в имеющейся концепции учебника не освещен вклад народов традиционных конфессий в общероссийскую историю. "Многие проблемы современного гуманитарного пространства возникли не сегодня. Следует широко учитывать опыт, накопленный в регионах", - заявил историк, добавив, что необходимо использовать наработки, имеющиеся в действующих учебниках.
В свою очередь профессор МГУ имени Ломоносова, автор учебников истории Александр Данилов рассказал о своем видении нового учебного пособия. По его словам, объем учебника должен быть минимальным. "Нужно переходить от "учебников-просветителей" к "учебникам-навигаторам", - заявил профессор. Он привел в пример один из учебников истории для 9 класса, в котором весь объем материала одного урока умещается на одной странице. "Дополнительный материал размещается на компьютерных дисках для самостоятельного изучения", - объяснил А.Данилов.
Профессор, заведующий кафедрой истории МАИ Виктор Порохня подчеркнул, что теперь перед рабочей группой стоит задача правдивого освещения истории страны. "Если мы этого не сделаем, человек после вуза не будет любить нашу страну, а будет стремиться за рубеж. Надо через историю помочь студенту, молодому человеку, полюбить свою страну такой, какая она есть", - считает В.Порохня.
Напомним, впервые идея о едином учебнике истории была высказана Владимиром Путиным в феврале 2013г. В апреле глава государства поручил правительству до декабря разработать единую концепцию курса истории России в школах. По мнению президента, учебники должны быть свободны от двойных толкований и стилистически выверены.