В России откроют центры поддержки для родителей вундеркиндов и хулиганов
Современные родители
Министерство просвещения планирует направлять в регионы субсидии из федерального бюджета на гранты для некоммерческих организаций, которые должны будут оказывать психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям школьников и учителям, следует из текста национального проекта «Образование», поступившего в правительство. Копия документа есть у РБК, ее подлинность подтвердил федеральный чиновник.
Создать национальный проект в сфере образования в мае 2018 года поручил Владимир Путин. Он должен быть реализован к 2024 году: Россия, как предполагается, должна войти в десятку ведущих стран по качеству образования.
НКО, как следует из документа, должны будут создать специальные центры помощи родителям, которые должны открыться до 2024 года. «20 млн граждан, родителей и законных представителей детей, получат психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь, в том числе через федеральный портал», — указано в проекте.
На межбюджетные трансферы в подпроекте «Современные родители», в рамках которого будут созданы центры, предусмотрено около 1,9 млрд руб. из федерального бюджета. Общий бюджет национального проекта «Образование», согласно версии документа, которая поступила в правительство, составляет 681,7 млрд руб., рассказал РБК федеральный чиновник. В течение июля в правительстве несколько раз называли затраты на этот проект, и каждый раз суммы были разными. Так, вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова оценивала реализацию проекта в сумму от 674 млрд до 800 млрд руб.
Зачем нужны центры
Центры для помощи родителям дополнят работу образовательных организаций и школьных психологов, рассказали РБК в пресс-службе Минпросвещения. Необходимость создания специальных центров в министерстве объяснили тем, что родители нуждаются не только в психологической помощи, за которой они могут обратиться к школьным психологам.
Центры будут оказывать «весь спектр необходимой помощи родителям»: по вопросам образования детей, находящихся на семейном обучении, и в развитии и воспитании детей, не посещающих детские сады, рассказали РБК в Минпросвещения. Специалисты будут давать советы, как правильно заниматься коррекцией и развитием детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с раннего возраста, как взаимодействовать с подростками с девиантным поведением, будут помогать приемным родителям в вопросах воспитания детей-сирот и т.д.
Оказание психолого-педагогической помощи родителям означает, что они будут неформально вовлечены в профессиональную команду воспитателей, заметил президент Международной ассоциации непрерывного образования Евгений Сженов. «В создаваемых центрах помощи родителям также будут выявлять талантливых детей и рекомендовать родителям продолжать обучение в центрах развития талантов наподобие «Сириуса», — указал он.
Нападения в школах и реакция министерства
В 2018 году случилось несколько нападений в школах. В январе в школе № 127 в Мотовилихинском районе Перми двое подростков напали на преподавателя и учеников 4-го класса и ранили 14 школьников и учительницу. Четыре дня спустя в средней школе № 5, расположенной в районе Сосновый Бор в городе Улан-Удэ, подросток кинул в класс бутылку с зажигательной смесью и напал на детей с топором. Пострадали пять школьников и учительница.
В феврале, тогда еще министр образования и науки (сейчас министр просвещения) Ольга Васильева рассказывала РБК, что после происшествий в школах ее заместители, представители Министерства внутренних дел и Росгвардии вместе с психологами еженедельно проводили встречи с педагогами, руководителями ведомств, ответственными за образование в различных регионах. Целью этих поездок была работа над тем, как избежать подобных трагедий в будущем. «Мы все прекрасно понимаем, что для их решения нам не хватит обычной охраны. Можем хоть в бункере жить. Еще раз скажу, что мы должны работать в области когнитивных исследований. Мы должны понять, что мы можем дать взамен этим детям», — заявила она тогда.
В начале июля Васильева заявила, что при ведомстве появится должность главного внештатного психолога.
Центры, которые хотят создать в Минпросвещения, необходимы, уверена завкафедрой юридической психологии и права Московского государственного психолого-педагогического университета Римма Чиркина. «Проблемы, стоящие за нападениями в школах, гораздо сложнее тех, которые могут решить единичные специалисты. Школьных психологов мало, они не могут всем помочь. НКО же могут создавать команды из разных специалистов, необходимых для решения каждого случая, проявляя гибкость, оперативность, креативность, индивидуальный подход, современные методы работы с немотивированными клиентами», — говорит Чиркина.