Российские вузы ответят за своих выпускников
Между тем министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил закрыть или понизить в статусе более 80% российских вузов так, чтобы осталось до 50 университетов и максимум 150-200 вузов. Остальные вузы нужно преобразовать либо в филиалы университетов, либо в среднепрофессиональные учебные заведения, либо совсем закрыть, считает чиновник.
В ведущих вузах соглашаются с тем, что высших учебных заведений в нашей стране много, как ни в одной другой, а качество образования необходимо поднимать. "Только в Москве 103 государственных вуза и 105 негосударственных. В целом по стране около тысячи государственных и негосударственных вузов, плюс еще около трех тысяч филиалов. Но государственных из них всего 660, причем 360 из них подчинены Рособразованию, остальные - другим министерствам", - приводит статистику гость программы "Сфера интересов" на РБК-ТВ директор института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина.
Но, на ее взгляд, быстрого сокращения вузов не пройдет. Причем здесь речь идет не только о сокращении, но и об объединении - интеграции государственных вузов на региональном уровне для обеспечения региональных рынков труда квалифицированными кадрами, а также вертикальной интеграции внутри отдельной отрасли. В целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования создаются федеральные университеты. Так, уже начали свою деятельность два крупнейших федеральных университета в Сибирском и Южном федеральных округах.
В целях повышения качества образования обсуждается идея, чтобы в будущем российские вузы выдавали дипломы собственного образца. Идея заключается в том, чтобы вузы несли ответственность за свой "бренд", уровень знаний своих выпускников, чтобы рекрутинговые агентства, работодатели реагировали на диплом коммерческих вузов. Ведь образование, которое дают негосударственные вузы, оставляет желать лучшего. "Пока работодатели реагируют на государственный диплом с большим предпочтением, чем на негосударственный. Только (негосударственные) вузы могут рассчитывать, чтобы их выпускники были востребованы работодателями", - говорит И.Абанкина. В частности, это касается Российской экономической школы (РЭШ) и Московской высшей школы социальных экономических наук (МВШСЭН).
В том числе Россия стремится присоединиться к Болонскому процессу, объединяющему 46 стран. Главной целью которого считается выработка единых европейских стандартов качества высшего образования, образовательных программ, количества изучаемых предметов и пр.
На сегодня американское высшее образование считается одним из лучших в мире: из 20 ведущих университетов мира 17 американских, тогда как среди российских вузов только МГУ в мировых рейтингах. "Мы (вузы) мало публикуемся в научных журналах, нас мало цитируют, мы замкнуты в русскоязычном пространстве, поэтому нас во многом не знают", - подчеркивает И.Абанкина.
Но нельзя не отметить, что студентам престижного вуза не гарантирована в будущем хорошо оплачиваемая работа. Нынешний переизбыток юристов и экономистов на рынке труда лишнее тому подтверждение. Зато технического персонала, как утверждают рекрутеры, не хватает катастрофически. "Если на одно место главного бухгалтера при среднестатистической вакансии мы можем посмотреть от пяти до восьми человек, то на технического специалиста - кого нашли, тому и делают предложение", - резюмировала руководитель по подбору персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Юлия Прохорова.