Власти начали обсуждение возможности ввода QR-кодов в самолетах и поездах
Профильные министерства и транспортные компании обсуждают технические возможности проверки у пассажиров авиационных и железнодорожных компаний QR-кодов, подтверждающих отсутствие заражения коронавирусом и иммунный статус. Об этом сообщили РБК два федеральных чиновника и несколько источников в транспортной отрасли.
В Кремле не обсуждают введение QR-кодов на транспорте, включая авиацию и железную дорогу, это прерогатива оперативного штаба, заявил во вторник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
«Сейчас речь идет о проработке технических возможностей запустить эту систему в случае принятия решения о введении QR-кодов на транспорте. Такая возможность может быть рассмотрена, если произойдет ухудшение эпидемиологической ситуации», — сказал РБК источник в одном из профильных ведомств. 9 ноября был зафиксирован очередной рекорд по смертям от коронавируса — 1211 человек, общее число заболевших уже несколько месяцев меньше 40 тыс.
«Собираются предложения от федеральных ведомств, Госдумы и Совета Федерации. Сбор мнений собираются закончить к 15 ноября, после чего могут принять решение», — подтвердил источник РБК в транспортной отрасли, знакомый с ходом обсуждения.
Источник в РЖД также подтвердил, что в правительстве идет дискуссия о введении QR-кодов на транспорте, но решение об этом еще не принято.
Почему внедрение QR-кодов могут начать с авиации
В обсуждении сценариев использования QR-кодов участвуют многие федеральные ведомства, но окончательное решение может быть принято с учетом данных оперативного штаба, сказал РБК источник, знакомый с ходом обсуждения этой темы. В одном из сценариев внедрение QR-кодов, по его словам, может происходить постепенно, по видам транспорта, и начаться с авиации после январских праздников 2022 года.
Выбор воздушного транспорта в качестве старта для применения QR-кодов объясняется меньшими проблемами, с которыми столкнутся авиапредприятия. «У многих поездов дальнего следования есть плановые остановки по пути следования, порой в считаные минуты, за время которых сложно оперативно проверить наличие QR-кодов, и внедрить эту функцию можно только при покупке билета», — отметил источник.
Где уже применяют QR-коды
В России QR-коды можно получить при наличии сертификата вакцинированного от коронавируса, сертификата переболевшего или отрицательного результата ПЦР-теста. В Москве QR-коды нужно предъявлять при входе в музеи и театры. В некоторых регионах они требуются для посещения кафе и ресторанов.
С 1 июля в Евросоюзе, Исландии, Норвегии и Швейцарии работают цифровые сертификаты COVID-19 в виде QR-кодов. Это позволило упростить перемещение жителей по Европе во время пандемии. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) разработала свое мобильное приложение IATA Travel Pass. Оно содержит информацию в том числе и о вакцинации. Первой в мире это приложение начала тестировать Singapore Airlines — с марта 2021 года. В России к этому проекту присоединились «Аэрофлот» и S7.
Глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов во вторник заявил, что выступает против QR-кодов при продаже билетов, но не при посадке в самолет. «На мой взгляд, нельзя применять QR-код при покупке билета, ты должен иметь возможность купить билет без всяких ограничений. А при посадке, если такие ограничения вводятся, — это нормально. Мы сумеем проверить наличие QR-кода, срока прививки», — заявил он в Совете Федерации. «Преждевременно говорить о технических деталях реализации. Если решение регулятором будет принято, мы его реализуем в полной мере», — пояснил РБК официальный представитель «Аэрофлота» Михаил Демин.
Гендиректор Utair и председатель правления Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Андрей Мартиросов заявил РБК, что «внедрение QR-кодов надо вводить на всех видах транспорта, и начинать стоит с общественного». «Ведь в гражданской авиации уже сейчас жестко контролируется масочный режим, пассажиры сидят в самолете не «лицом к лицу», а воздух на борту воздушного судна постоянно обновляется и проходит через фильтры. Поэтому если, к примеру, метро продолжит работу без QR-кодов, мы реального результата в борьбе с пандемией не достигнем, а получим только PR», — заключил он.
«На данный момент авиакомпания не получала уведомлений о введении процедур проверок QR-кодов в аэропортах страны. В то же время, если такие требования поступят, то, безусловно, авиакомпания их будет выполнять, где это возможно», — сказал РБК пресс-секретарь авиакомпании «Россия» Сергей Стариков. Он пояснил, что в большинстве случаев авиакомпании не занимаются регистрацией пассажиров в аэропортах и процедурой допуска в здания аэровокзалов, это делают привлеченные агенты или службы безопасности аэропортов.
Пресс-секретарь «Уральских авиалиний» Вера Гасникова сообщила РБК, что вопрос о предъявлении пассажирами QR-кодов для внутренних перевозок пока [в авиакомпании] не обсуждался. До тех пор пока не будет указаний Росавиации или правительства, авиакомпания вводить такие требования не планирует, уточнила она.
Пресс-секретарь S7 Group Ирина Дунькова сказала РБК, что авиакомпания не поддерживает введение проверки QR-кодов при покупке авиабилетов. «Возможное требование о проверке QR-кодов при регистрации и посадке на рейс требует детальной технологической проработки», — заключила она.
Представитель Домодедово рассказал РБК, что сейчас для путешествий в ряд стран ближнего и дальнего зарубежья при регистрации на рейс пассажир обязан предъявить сертификат о вакцинации или результат ПЦР-тестирования. «Для оценки возможности внедрения подобных процедур на всех рейсах внутренних воздушных линий необходимо детально ознакомиться с возможными подходами к регулированию этого вопроса», — добавил он.
Источник в авиакомпании из топ-5 говорит, что введение QR-кодов может привести к сокращению внутренних перевозок на 40–60% и потребовать восстановления механизмов поддержки отрасли, действовавших в 2020 году.
Накануне летнего сезона вице-премьер и председатель оперштаба Татьяна Голикова просила ведомства проработать возможность онлайн-покупки авиабилетов при предъявлении сертификата о вакцинации с портала госуслуг. Источник РБК в крупной российской авиакомпании тогда же подтверждал, что вопрос использования QR-кодов обсуждался на площадке Минтранса и Минцифры, но решения не было принято.
В пресс-службе Минцифры отказались от комментариев и рекомендовали обратиться в Минтранс. Представители Минтранса и Росавиации отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы правительства, оперштаба, а также аэропортов Москвы и Петербурга, представителям холдингов «Новапорт», «Аэропорты регионов» и «Аэродинамика».