Половина пользователей ОСАГО довольна этой системой
Пользуются ОСАГО 17% россиян. Главным образом, это люди с высокими доходами и удовлетворенные своим материальным положением. При этом в обеих столицах число пользователей системы обязательного автострахования в относительных показателях существенно выше, чем в остальной России - 27% респондентов, живущих в Москве и Санкт-Петербурге, имеют полис ОСАГО. В других городах России эта цифра не превышает 19%.
Больше всего владельцы полисов обязательного автострахования опасаются потери здоровья (45%) и посягательств на имущество (39%). Поэтому среди пользователей ОСАГО по сравнению с остальным населением в целом существенно больше тех, кто видит в страховании практический смысл: 62% не согласны с тезисом о том, что тратить на это деньги - бессмысленное занятие, поскольку с имуществом ничего плохого не случится.
Пользователи ОСАГО видят смысл в страховании как таковом, однако испытывают скепсис в отношении страховых компаний: 68% согласны с утверждением, что получить деньги со страховых компаний, как правило, очень сложно, так как они в любом случае стремятся избежать выплат.
Качеством услуг удовлетворены 47% держателей полисов ОСАГО. В сравнении с другими видами страхования это немного. Например, среди пользователей КАСКО этот показатель составляет 55%, страхователей жилья - 61%, имущества - 62%.
Наибольшее недовольство в деятельности страховых компаний вызывают бюрократичность, чрезмерная продолжительность всех процедур по оформлению ОСАГО, а также неполные выплаты возмещения.
Всероссийский опрос проведен в сентябре-октябре 2004г. в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Были опрошены 1 тыс. 541 человек. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Между тем на прошлой неделе Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) при Минфине РФ предложила перейти к европейской системе страхования автогражданской ответственности. Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве глава Росстрахнадзора РФ Илья Ломакин-Румянцев. В соответствии с европейским стандартом законодательства об автогражданской ответственности в случае дорожно-транспортного происшествия гражданин, понесший ущерб, обращается к своей страховой компании, которая затем урегулирует все вопросы со страховой компанией виновника ДТП. И.Ломакин-Румянцев отметил, что в настоящее время в РФ потерпевший обращается к страховой компании виновника, и то в том случае, если виновник написал соответствующее заявление. При этом ни виновник ДТП, ни его страховая компания не заинтересованы в том, чтобы произвести выплату как можно быстрее, заявил глава Росстрахнадзора.
"Необходимо, чтобы стандарты страховой деятельности были одинаковы для всех компаний, и компании действовали бы в соответствии с ними", - сказал И.Ломакин-Румянцев. По его словам, при разумной организации процесса изменения законодательства об ОСАГО перейти к европейскому стандарту страхования реально в течение 2-3-х лет (при пессимистическом сценарии - в течение 3-4-х лет).
Глава Росстрахнадзора также указал на то, что в настоящее время страховщики "склонны цепляться за те формулировки закона, которые позволяют им откладывать выплаты". В то же время, по его словам, они упускают из виду пункт, в соответствии с которым в течение 15 дней с момента подачи заявления компания обязана либо произвести выплату, либо дать мотивированный отказ. "Сомнения страховщика относительно возможности фальсификации страхового случая не могут быть достаточным основанием для задержки выплаты", - подчеркнул И.Ломакин-Румянцев.