«Ведомости» узнали о предложении на полгода отменить сборы для «Платона»
Правительству предложили на полгода отменить сбор платы с большегрузов по федеральным трассам, взимаемой через систему «Платон», сообщили «Ведомости». Предложение внесли в план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях санкций, пишет газета со ссылкой на документ от 9 марта, подлинность которого подтвердил изданию федеральный чиновник.
Временно отменить сбор платы с грузовиков попросила правительство национальная ассоциация грузового автотранспорта «Грузавтотранс», рассказал «Ведомостям» ее президент Владимир Матягин. Ассоциация написала письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, в котором также попросила снизить цены на дизельное топливо, ввести мораторий на уплату транспортного налога и утильсбора для грузовиков, а также уменьшить размер штрафов, взимаемых за превышение весогабаритных параметров фур.
По словам собеседников «Ведомостей», постановление правительства, которое временно отменит сбор за проезд по федеральным трассам, будет готово к 31 марта. Ответственные за его подготовку — Минтранс и Минфин.
Минфин перенаправил вопросы «Ведомостей» в Минтранс, там на запрос не ответили.
«Платон» — система сбора платы с грузовиков массой более 12 т за проезд по федеральным дорогам, которая должна компенсировать вред, который большегрузные автомобили причиняют этим трассам. Система действует с ноября 2015 года. Первоначально тариф был установлен на уровне 3,73 руб. за 1 км при проезде по федеральным трассам, однако после массовых акций протеста его снизили до 1,53 руб. за 1 км.
Тариф «Платона» регулируется государством и подлежит ежегодной индексации по уровню инфляции. Сейчас он составляет 2,54 руб. за 1 км, увеличившись на 20 коп. с 1 февраля. Собранные средства перечисляются в федеральный дорожный фонд и расходуются на строительство и ремонт федеральных дорог.
Всего, под данным «Платона», на середину февраля 2022 года в системе зарегистрировано более 1,6 млн большегрузов, 66% из которых принадлежат российским перевозчикам.
Предложение отменить сбор платы для большегрузов за проезд по федеральным трассам выдвигали в начале пандемии коронавирусной инфекции, в марте 2020 года. Такой пункт предлагали внести в антикризисный план правительства, разработанный для борьбы с экономическими последствиями пандемии, депутаты от партии «Справедливая Россия». По словам главы партии Сергея Миронова, авторы предложения рассчитывали, что это приведет к снижению цен на товары по всей цепочке от производства, доставки и до продажи продовольствия.
Однако предложение не было реализовано. Директор департамента госполитики в области дорожного хозяйства Минтранса Григорий Волков говорил в сентябре 2020 года, что попытки приостановить или отменить «Платон» «с точки зрения экономической цепочки» приносят больше вреда, чем выгоды. «Потому что мы останавливаем дорожные работы, финансирование строительных компаний», — пояснял Волков (цитата по ТАСС).
По его словам, система до сих пор работает по тарифам ниже, чем изначально закладывались.
Оператором «Платона» является «РТ-инвест транспортные системы» (РТИТС). По данным ЕГРЮЛ, 50% компании принадлежит «РТ-инвест», 23,5% — Игорю Ротенбергу, 19% — Андрею Шипелову и оставшиеся 7,5% — гендиректору РТИТС Антону Замкову. Среди совладельцев «РТ-инвест» — Шипелов через компанию «Царицын капитал» (35%) и «Ростех» (25,1%). Оставшиеся 39,99% у председателя совета директоров «РТ-инвеста», бывшего заместителя гендиректора «Ростеха» Сергея Скворцова.