Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

Борьба за бензин: системная работа или систематичный флэш-моб

Всю свою недолгую историю современная России идет бок о бок с бензиновыми катаклизмами. Страну то и дело сотрясают топливные кризисы, происходящие по разным причинам, но всегда с одинаковым финалом в виде сначала дефицита топлива, а затем – роста цен.
Борьба за бензин: системная работа или систематичный флэш-моб

В бурные 1990-е проблемы были обусловлены становлением вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) на постсоветском пространстве, которые взяли под контроль нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) страны. Последние казались им поначалу обузой, мешающей гнать нефть на экспорт. Возник дефицит. В "нулевых" ситуация изменилась – нефтяники осознали все выгоды от продажи бензина внутри страны, и "съели" независимые АЗС. В результате возникли монополии и выросли цены.

Доминирование ВИНК на внутреннем рынке нефтепродуктов привело к начавшейся осенью 2008г. "дуэли" Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и ВИНК, которая закончилась громкими судебными исками и крупными штрафами. С тех пор претензии ФАС к нефтяникам приобрели регулярный характер и в народе их окрестили "волнами".

"Я вам покажу Кузькину мать!"

Штрафные санкции ФАС немного устаканили ситуацию на топливном рынке России, но уже в начале 2011г. топливный кризис разразился в новых масштабах. Тогда правительство решило пополнить дефицитный бюджет новыми, увеличенными налогами на нефтепродукты. Нефтяники заняли оборону и отреагировали традиционным повышением цен.

Вскоре примерно в 20-ти субъектах РФ появился дефицит топлива, породивший длиннющие очереди на заправках и панику среди населения. По сложившейся традиции глава правительства РФ Владимир Путин отреагировал жестко, применив знаменитое "ручное управление" ситуацией. "Может быть, вы что-то и предпринимаете, но пока этого не видно. Цены на рынке должны быть экономически обоснованными", - требовал премьер от нефтяников и ведомств.

После совещаний правительства в кабинетах власти началось активное шевеление. Министерства и ведомства, обычно отличающиеся долговременным и болезненным согласованием своих позиций, на этот с невероятной скоростью сблизились в спорных вопросах.

Однако цена по-прежнему оказалась вотчиной ФАС, которая не замедлила с возбуждением очередной, уже "третой волны" антимонопольных дел против нефтяников. Под подозрения в завышении цен на этот раз попала тройка ВИНК - "Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть". Изрядно утомленные предыдущими судебными дрязгами, две из указанных компаний решили сдаться сразу, признавшись во всех грехах. По идее, за добровольное признание вины и устранение нарушений штраф может быть снижен до 1% от оборота с полагающихся 15%, однако ФАС не унимается и инкриминирует нефтяникам рецидив.

Низы не хотят, верхи не могут

"Рост цен на нефтепродукты вызван не сговором нефтяных компаний и завышением цен, а увеличением налогов, - говорит аналитик "БрокерКредитСервис" Андрей Полищук. - С начала 2011г. акцизы на бензин выросли на 30-50%, а на дизтопливо - в два раза, плюс с ростом цен на нефть на мировом рынке повышается НДПИ, который также непосредственно влияет на стоимость нефтепродуктов".

По данным МЭА, ИАЦ "Кортес" и открытых источников

Дело в том, что стоимость бензина помимо налоговой составляющей (акцизы, НДПИ, НДС, налог на прибыль) включает затраты на переработку, транспортировку, содержание АЗС, маржу оптового и розничного рынка. А сейчас в стоимость одного литра Аи-95 до 4,4 руб. составляют только акцизы.

Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко считает, что нынешние цены на бензин в России даже в определенной степени занижены, хотя и не совсем объективны. По мнению эксперта, причины скачка цен в начале года кроются прежде всего в увеличении акцизов и ограничений по техрегламенту.

По данным ИАЦ "Кортес"

"Цена на бензин - это рыночный показатель, который постоянно меняется под влиянием внутренних и внешних факторов", - комментирует ситуацию советник министра энергетики РФ Дмитрий Клоков. Поэтому нельзя назвать справедливую "вилку" цены – она зависит от мировых цен, налогового режима, соотношения спроса и предложения и других факторов.

"В то же время можно рассматривать как справедливый тот уровень цен, которые создает экономическую мотивацию для участников рынка по приоритетному обеспечению внутреннего рынка нефтепродуктами, модернизации НПЗ и повышению качества выпускаемой продукции", - сообщили РБК в министерстве.

"Занижение цен - результат деятельности ФАС, а она бьет по ним (ценам), не вникая в их суть. Нефтяники как уж на сковородке вертятся. С одной стороны их ФАС задавливает с ограничением цены, с другой - налоги. Доходность нефтяных компаний сейчас действительно растет, но она растет за счет взлета цен на нефть", - считает Г.Сергиенко.

Однако контролирующим ТВ властям удалось-таки сделать из ВИНК своеобразный громоотвод: простой народ в большинстве своем все-таки винит в дороговизне топлива именно неуемные аппетиты олигархов, сговор нефтяников и отсутствие контроля за ситуацией со стороны государства.

По данным ВЦИОМ

Имитация бурной деятельности

Однако обвинять государство в отсутствии контроля за ситуацией на рынке нефтепродуктов было бы не совсем правильным. Разгромные совещания у В.Путина дали свои плоды и профильные ведомства практически перевели контроль за ситуацией в "ручной режим". Так, в мае экспортная пошлина на бензин была повышена до рекордных 90% от пошлины на нефть, для создания неэффективности экспорта бензина в ущерб внутренним поставкам. Также для предотвращения дефицита топлива вновь активизировалась заглохшая много лет назад идея резервирования топлива. В июле даже заговорили о толлинговой схеме переработки российской нефти за рубежом, суть которой заключается в том, чтобы беспошлинно вывозить российскую нефть за границу для переработки на НПЗ и ввозить обратно в РФ уже готовые нефтепродукты.

Искренне хочется верить, что меры, которые заново сеет правительство, в итоге принесут свои плоды. Однако, как показывает практика, обычно это становится временным рецептом - ситуация устаканивается, а после все начинается заново.

Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин не согласен с такой постановкой вопроса. "Я не согласен с тем, что меры, принимаемые государством по сдерживанию цен на бензин, являются только временным лекарством, устраняющим проблему. Ряд мер носит долгосрочный характер: с 12 нефтяными компаниями были подписаны соглашения по модернизации их НПЗ до 2015-2020гг.; реформа налоговой отрасли для нефтянки, биржа, а также ряд законодательных документов "О рыночном ценообразовании" и "Об обороте нефти и нефтепродуктов". Все это не носит разовый характер", - сообщил РБК А.Голомолзин.

Именно на биржу государство возлагало большие надежды как на справедливый индикатор цены на топливо. После "второй волны" нефтяников обязали реализовывать через биржу не менее 15% своего товара. На деле же вышло, что компании ухитрились эту долю нефтепродуктов продавать самим себе или выставлять эти объемы неравномерно, создавая дефицит. В итоге ФАС возбудила дела против двух бирж (МБНК и СпбМТСБ) по признакам нарушения справедливости торгов.

Одной из причин появления дефицита топлива эксперты также называют действующий топливный техрегламент. Срок вывода из оборота 92-го бензина и дизтоплива класса "Евро-2" поджимал - уже с сентября с.г. автомобилисты должны были перевести свои транспортные средства на "Евро-3". Нефтеперерабатывающая отрасль страны опять оказалась не готова к инновациям. Поэтому в июне Минэнерго подготовило предложения о сдвигах техрегламента, продлевающие оборот бензина Аи-92 и дизтоплива класса "Евро-2" до конца 2012г. Не впервой - ведь изначально планировалось, что "Евро-3" войдет в обязательный оборот в 2009г.

Остается только догадываться, в каком недоумении пребывали те нефтяники, которые все-таки успели вложить миллиарды в переориентацию своих производств на выпуск качественного топлива, когда выяснилось, что торопиться вовсе не стоило.

Однако к переходу на качественное топливо оказались не готовы не только производители, но и потребители.

"Нефтяникам сказали уже с конца этого года не выпускать все, что ниже класса 3, но мы еще не вышли на тот уровень. Нам и незачем столько топлива такой характеристики. В России 60% автотранспорта ездит на классе 2 и ниже, а транспорт не заменишь командой", - подытожил эксперт.

По данным социологических опросов, большинство автолюбителей высказывается за введение государственного регулирования цен на бензин. Однако с момента выдвижения этой идеи ведомством Сергея Шматко многие принимающие непосредственное участие в решении проблем ценообразования на нефтепродукты пришли к выводу о неэффективности такого воздействия. В частности, А.Голомолзин в беседе с РБК сообщил, что ФАС отрицательно относится к идее госрегулирования цен, так как оно неизбежно приведет к дефициту товара на рынке. Такого же мнения придерживаются теперь и в самом Минэнерго.

Что делать?

Главным сдерживающим фактором цен является конкуренция, которой у нас сейчас нет, отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Г.Сергиенко. "Государству надо определиться: или в нефтянке будет рынок, который, собственно, и создает конкуренцию, или же нужно вводить госрегулирование цен. Для создания рыночной конкуренции необходимо поставить компании в равные условия и сделать доступ к нефтепродуктам по равным ценам. Все это организационно-структурные меры. Если их решить невозможно, то нужно вводить госрегулирование цен, которое неизбежно приведет к дефициту топлива, воровству", - отметил эксперт.

В свою очередь аналитик "БрокерКредитСервис" А.Полищук считает, что в корне изменить ситуацию позволило бы изменение налоговой системы.

"Если снизить те же акцизы и распределить снижение между потребителями и нефтяными компаниями, увеличилась бы маржа переработки и нефтяники были бы заинтересованы в модернизации НПЗ. Учитывая дефицит бюджета, думаю, не стоит ждать сокращения налоговой нагрузки в ближайшие годы. Вероятно, значительные изменения мы увидим через 3-4 года", - считает А.Полищук.

Найти некий идеальный рецепт решения "бензиновых проблем" невозможно - его просто не существует. Эксперты нефтяной отрасли констатируют, что изменить ситуацию может только уход от "регионального монополизма" и реформа налоговой отрасли. Однако не факт, что модель, которая получится на выходе, не породит новый гордиев узел – в современной России даже самые благие намерения порой принимают причудливые формы.

Софья Пекарихина, РБК

Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "АЗС"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 ноября
EUR ЦБ: 108,87 (+1,45)
Инвестиции, 25 ноя, 17:44
Курс доллара на 26 ноября
USD ЦБ: 103,79 (+1,21)
Инвестиции, 25 ноя, 17:44
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломовPro, 11:37
Курс биткоина обвалился на $5 тыс., а Ethereum обновил максимум с летаКрипто, 11:34
«Общество, государство и налоги»: дискуссия на коллегии ФНСЭкономика, 11:30
Медведев назвал угрозу передачи ядерного оружия Киеву подготовкой к войнеПолитика, 11:29
Конор Макгрегор сделал заявление после приговора по делу об изнасилованииСпорт, 11:28
Пять правил успешной смены руководства в крупных компаниях — QuartzPro, 11:22
Курс доллара на рынке Форекс превысил ₽105 впервые с марта 2022 годаИнвестиции, 11:18
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Что формирует спрос на съемные квартиры в столичном регионе11:14
Регионам разрешили заключать соглашения о стабилизации цен на все товарыЭкономика, 11:09
Названы районы Москвы с самым доступным вторичным жильемНедвижимость, 11:05
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 11:04
Клиенты в бешенстве, водители бегут: как решать проблемы с логистикойPro, 11:00
Bloomberg узнал, чего боятся в ЕС после завершения конфликта на УкраинеПолитика, 10:52
Как российский биотех перешел на отечественную платформу аналитики данныхРБК и СберАналитика, 10:47