Перейти к основному контенту
Общество ,  
0 

В Россию только по любви

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Правительство советует президенту не изолировать крупные компании в российской юрисдикции. Запрет рекомендовано распространить только на предприятия военно-промышленного комплекса. Остальные системообразующие предприятия нужно привлекать на родину повышением удобства ведения бизнеса, семь тезисов о котором сформулировал РСПП. Белый дом рекомендует Владимиру Путину прислушаться к предпринимателям.

Всех позвать домой

Обязательное требование для компаний и их дочерних структур находиться исключительно в российской юрисдикции должно распространяться только на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Под это требование могут подпасть и другие системообразующие компании, у которых на долю гособоронзаказа приходится более 50% выручки за трехлетний период. Но для гражданских предприятий даже в этом случае не должен вводиться запрет на регистрацию «дочек» за границей. Для остальных системообразующих предприятий («Газпром», «Роснефть», АЛРОСА, «Аэрофлот» и других) существующие правила предлагается не менять. Такой вывод, как рассказали РБК источники в правительстве и РСПП, правительство намерено положить на стол президенту Владимиру Путину в ближайшее время.

Поручение правительству в ноябре «разработать и утвердить критерии» о возврате российского крупного бизнеса и его дочерних подразделений в российскую юрисдикцию президент отдал в мае 2014 года. Это один из пунк­тов поручения президента №Пр-1159 о дополнительных мерах по стимулированию экономики. За месяц до этого газета «Ведомости» упоминала аналогичный пункт в так называемом плане Глазьева. Тогда, как утверждала газета, помощник президента Сергей Глазьев подготовил свои 15 пунктов в ответ на расширяющиеся в результате украинского кризиса санкции со стороны США и Евросоюза.

После публикации поручений высокопоставленные источники в правительстве говорили РБК, что для них этот пункт оказался сюрпризом – никаких предварительных обсуждений по этому поводу не проводилось, утверждали они. Сейчас официально ответ президенту ни в правительстве, ни в профильных министерствах – Мин­экономразвития и Минфине – не комментируют.

Один из правительственных чиновников говорит, что в лоб определить критерии для возврата в российскую юрисдикцию системообразующих предприятий без существенных рисков для экономики оказалось невозможно. Формально под запрет могли подпасть организации из перечня стратегических предприятий и АО, перечисленных в указе президента №1009 и распоряжении правительства №91-р (всего несколько сотен компаний).

Запрет также мог быть распространен и на компании, имеющие стратегическое значение, регулируемые 57-м ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». С такой инициативой в июне 2014 года выступил Росфинмониторинг, рассказал РБК другой источник в одном из ведомств экономического блока правительства, знакомый с ходом обсуждения вопроса. В результате действие запрета могло распространиться на все крупнейшие российские компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, включая «Газпром», «Роснефть», АЛРОСА, «Совкомфлот», «Аэрофлот» и другие, говорит собеседник РБК.

Улучшить инвестклимат

В июле Минэкономики провело консультации со многими компаниями из этого списка, в том числе с «РусГидро», Россельхозбанком, аэропортом Домодедово, рассказал РБК правительственный чиновник. По его словам, все крупнейшие российские компании и так зарегистрированы в российской юрисдикции. Наиболее болезненным для них оказался вопрос о возможности перевода в Россию «дочек». Поэтому Мин­экономики предложило правительству не вводить ограничения по регистрации дочерних структур компаний вне структуры ВПК даже в тех случаях, когда их выручка более чем на 50% в течение трех лет зависит от участия в оборонном заказе. Право принимать решение предлагается советам директоров самих системообразующих организаций.

Консолидированную позицию крупного бизнеса «о нецелесообразности введения полного запрета на регистрацию дочерних компаний» сформулировал и РСПП в отдельном письме в правительство (есть в распоряжении РБК). В этом письме президент союза Александр Шохин предлагает правительству вместо принудительной изоляции бизнеса очередные семь шагов для экономического стимулирования компаний переходить под российскую юрисдикцию. 14 октября РСПП уже предложил правительству семь мер по сдерживанию налоговой нагрузки. На этот раз (письмо РСПП датировано 15 октября) встречное предложение РСПП – снять ограничения на обращение ценных бумаг российских эмитентов за рубежом и исключить российские публичные компании, размещающие свои акции на российском рынке, из-под ограничений правил о контролируемых иностранных компаниях. Предлагается также установить исключения из ограничений для банковских кредитов, обеспеченных иностранными акционерами российских компаний. РСПП настаивает на необходимости «гармонизировать» российские налоговые льготы в отношении распределения дивидендов, чтобы они оказались лучше иностранных. Отдельно Шохин предлагает провести полноценную либерализацию режима валютного контроля и совершенствовать законодательство, регулирующее одобрение и оспаривание сделок, совершаемых российскими компаниями.

По словам источника РБК в правительстве, все предложения РСПП уже включены в проект доклада правительства президенту. Они поддержаны и главой Минэкономики Алексеем Улюкаевым, который свое мнение уже доложил премьер-министру Дмитрию Медведеву, говорит собеседник в правительстве.

Фактически правительство пытается смягчить поручение президента. Доводы чиновников, которые считают, что обязательный перевод компаний и их «дочек» в российскую юрисдикцию может иметь негативные последствия для них, обоснованны, полагает главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.

«В принципе запрет на создание [и регистрацию в иностранной юрисдикции] «дочек» с экономической точки зрения малообоснован. Экономика глобальна, и контакты с зарубежными инвесторами проще поддерживать, находясь за рубежом. При этом регистрация в офшорной юрисдикции, к примеру, имеет финансовые преимущества. В частности, возможность кредитоваться под залог экспортной выручки – через так называемый scroll-счет. Кроме того, регистрация за рубежом сейчас является и защитой от недружественного поглощения. Как мы видим, наехать могут на любого», – рассуждает Миронов.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 21 декабря
EUR ЦБ: 106,54 (-1,41)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Курс доллара на 21 декабря
USD ЦБ: 102,34 (-1,08)
Инвестиции, 20 дек, 18:16
Из-за атаки ВСУ в Брянской области погибла женщинаОбщество, 23:34
В больницу после массового ДТП в Москве попали 14 человекОбщество, 23:06
Путин и Фицо завершили переговорыПолитика, 22:56
Жительницу Петушков задержали за поджог отдела полицииОбщество, 22:41
Зурабишвили дала «Грузинской мечте» неделю на назначение новых выборовПолитика, 22:39
Большой гид по «Серии плюс»: чем интересны кварталы ПИК нового поколенияРБК и ПИК, 22:10
В Петербурге нашли мертвой мать внука актрисы Марии ШукшинойОбщество, 22:08
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Конькобежец Кулижников заявил, что скептически отнесся к допуску ISUСпорт, 22:02
Песков рассказал, когда был запланирован визит Фицо в РоссиюПолитика, 21:58
В Москве 10 человек пострадали в ДТП с КАМАЗом, автобусом и легковушкамиГород, 21:40
«Ливерпуль» разгромил «Тоттенхэм» в матче с девятью голамиСпорт, 21:31
Трамп заявил, что ждет встречи с Путиным по поводу УкраиныПолитика, 21:25
Умер герой штурма дворца Амина в Афганистане Павел КлимовПолитика, 21:20
Как генеративный искусственный интеллект оценивает бизнес-показателиРБК и СберАналитика, 21:18