Эксперты объяснили ужесточение наказания за убийство женщин в ОАЭ
Власти Объединенных Арабских Эмиратов 7 ноября объявили о масштабном изменении законодательства, в рамках которого в стране отменят норму, по которой мужчинам были фактически разрешены «убийства чести» — убийство женщины, совершенное ее родственником или мужем из-за обвинений в том, что она «позорит» семью, обвинений в измене или распутном поведении. Опрошенные РБК эксперты связывают это с давно начавшимися изменениями в обществах арабских стран Ближнего Востока.
Другие изменения в законодательстве ОАЭ
- Часть поправок ужесточает наказание для мужчин, которые домогаются женщин, в том числе преследуют их на улице.
- Отношения по взаимному согласию в возрасте старше 14 лет больше не являются уголовным преступлением.
- Парам, не состоящим в браке, разрешили жить вместе. Раньше это считалось преступлением.
- В стране отменили штрафы за употребление алкоголя. Теперь жители страны и приезжие старше 21 года могут пить, хранить и продавать алкогольные напитки без лицензии в своих домах и в разрешенных общественных местах.
- Власти ОАЭ отменили наказание за попытку самоубийства.
Ведущий научный сотрудник Центр арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов назвал изменения в законодательстве ОАЭ достаточно радикальными для арабо-мусульманской страны.
«Здесь прежде всего нужно говорить, что ОАЭ — наиболее прозападная из стран региональной организации содружества, в отличие от Саудовской Аравии и Катара. Изменения в законодательстве связаны с политикой вестернизации в стране, но стоит сказать, что это может спровоцировать реакцию со стороны мусульманской общины», — считает Долгов.
Старший преподаватель школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Чупрыгин в разговоре с РБК указал на то, что сейчас ОАЭ «находятся на траектории сближения с Европой», чем и может быть объяснена либерализация законодательства.
«Это связано с целым рядом обстоятельств: экономически это выгодно, потому что курс на укрепление культурно-экономических связей с Европой идет уже давно и достаточно успешно. Полное сотрудничество затрудняется определенными рестрикциями, которые существуют в законодательстве ОАЭ, связанными с религиозным подходом к морально-этическим вопросам. Вполне возможно, что настал момент, когда правящая семья начинает делать определенные послабления, направленные на это», — считает он.
Также это связано с общей тенденцией в странах Персидского залива на изменения в социальном пространстве, которые наметились в 2015 году, когда в Саудовской Аравии пришел к власти Салман ибн Абдул-Азиз Аль Сауд, указывает эксперт.
«Идет известная всем конкуренция между Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией за лидерство среди арабоязычных стран. Если в законах действительно речь идет о послаблении употребления алкоголя и о проживании незамужних пар, это очень серьезный вызов законам шариата и традиционной мусульманской общественной морали. Подобные условия значительно упрощают жизнь экспатов на этой территории, а это означает, что будет определенный технологический толчок экономической развития Эмиратов», — рассказал Чупрыгин.
Доцент Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко также связывает изменения в ОАЭ с долгосрочной тенденцией, заметной во многих странах Ближнего Востока.
«Последнее десятилетие менялось все ближневосточное общество под напором западной цивилизации, менялось и отношение арабского общества к некоторым аспектам своей жизни. Наиболее активно это наблюдалось в бывших европейских колониях, Тунисе, Алжире. В случае с государствами залива во главе этой тенденции идут ОАЭ и Бахрейн. Это связано с серьезным воздействием на арабскую традиционную культуру со стороны европейской культуры. Это связано не только с туризмом, но и с проникновением технологий, большим количеством экспатов, большим влиянием европейской финансовой системы», — считает эксперт.
«Второй аспект, который стоит учитывать, это снижение влияния традиционного исламского духовенства. В ОАЭ этот процесс происходит гораздо быстрее, нежели в более консервативной Саудовской Аравии. Ту же тенденцию мы наблюдаем и в Саудовской Аравии с 2014–2015 годов. Это развитие исламской цивилизации, все совершенно естественно», — добавил Демиденко.