В Томске мужчину осудили за использование защищенного мессенджера
Октябрьский райсуд Томска осудил жителя города на три года ограничения свободы из-за использования защищенного мессенджера Vipole, скрывающего данные, сообщает пресс-служба суда.
По данным суда, обвиняемый нашел и установил «вредоносную программу» Vipole. «В результате использования вредоносной компьютерной программы были нейтрализованы средства защиты компьютерной информации, выразившиеся в невозможности однозначной идентификации пользователя и его сетевой активности в сети «Интернет», в том числе провайдером, оказывавшим услуги связи, включая доступ к сети «Интернет» по месту жительства», — отмечается в сообщении.
Обвиняемый Белоус Г.В. использовал Vipole с 2018 по 2020 год, чем сделал невозможным его идентификацию провайдером ПАО «Ростелеком», говорится в определении суда.
Мужчину признали виновным в использовании вредоносных программ (ч. 1 ст. 273 УК) и назначили ему наказание в виде трех лет ограничения свободы. Он не может выезжать за пределы Томска и менять место жительства без согласия надзорных органов. Приговор в законную силу не вступил и может быть обжалован, указали в пресс-службе суда.
Грозит ли установка защищенного мессенджера уголовным наказанием?
Статьей 273 УК установлена уголовная ответственность за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации. Максимальное наказание предусматривает лишение свободы на срок до семи лет.
Сам факт скачивания программы, без ее непосредственного использования, не должен образовывать состава преступления, заявил РБК партнер юридической фирмы «Надмитов, Иванов и партнеры», руководитель административной и уголовно-правовой практики фирмы в экономической сфере Булат Тугутов. «Важен факт ее использования, чтобы быть невидимым в интернете. Использование — это непосредственное применение этой программы по назначению, которая направлена в данном случае на блокирование и нейтрализацию средства компьютерной защиты», — считает он.
«В данном случае вредоносность компьютерной программы «обоснована» невозможностью идентифицировать ее пользователя. Такое «обоснование» трудно назвать иначе, чем издевкой над здравым смыслом, в том числе — смыслом, заложенным в диспозицию статьи 273 УК. Опасность того, что созданный прецедент положит начало подобной противоправной практике применения этой статьи, усугубляется еще и тем, что приговор постановлен в особом порядке. А это значит, что его можно обжаловать только по ограниченному кругу оснований, в который не входит несоответствие выводов суда установленным фактическим обстоятельствам», — сообщил РБК партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Вадим Клювгант.
В связи с тем, что обвиняемый Белоус признал вину, необходимость доказывать наличие в его действиях состава преступления отпала, отметил адвокат «Правовой группы» Владимир Шалаев. «Во-вторых, статья криминализирует нейтрализацию средств защиты компьютерной информации. Видится сомнительным, что использование анонимайзера нейтрализует «средства защиты компьютерной информации», статья ориентирована на создание вирусов, а не использование программного обеспечения», — считает он.
Vipole — бесплатный мессенджер с усиленной безопасностью и полноценным абонентским шифрованием. Разработчики заверяют, что он может шифровать мгновенные сообщения, групповые чаты, голосовые звонки, видеовызовы и файлы. Для каждого пользователя генерируются индивидуальные ключи для шифрования его данных при передаче и хранении в системе — они останутся известны только пользователю.
Серверы мессенджера располагаются в дата-центрах в Нидерландах. Приложение можно установить на Android, Windows, Linux или Mac OS.
РБК направил запросы в Минцифры.