Путин поддержал идею создать национальный суд по правам человека
Зачем власти нужен российский Страсбург и что будет с членством России в Совете ЕвропыПрезидент Владимир Путин назвал правильной идею создания российского суда по правам человека, добавив, что она требует проработки изменений в законодательстве и финансировании. Об этом он заявил на ежегодной встрече с членами Совета по правам человека после вопроса о возможности создания такой инстанции со стороны члена совета Евгения Мысловского.
Идея создания подобного суда до сих пор никогда не обсуждалась среди представителей законодательной власти, сказал РБК источник в парламенте. Не циркулировала она и в экспертном сообществе; бывший глава СПЧ Михаил Федотов сообщил РБК, что для него идея создания суда по правам человека стала «сверхновой».
Директор информационно-аналитического центра «Сова», член СПЧ Александр Верховский сказал РБК, что тоже впервые услышал об идее создания такой инстанции на встрече с президентом. «Не думаю, что это кто-то прорабатывал, — отметил он. — Эта идея очень абстрактная: Европейский суд по правам человека опирается на Европейскую конвенцию, а этот суд на что? Если на Конституцию, то есть Конституционный суд».
Такая новая инстанция просто не впишется в существующую систему, считает Верховский. Отсутствие какой-либо правовой базы для создания суда по правам человека отмечает и источник в парламенте, уточняя, что устройство судебной власти закреплено в Конституции и для его изменения пришлось бы менять Основной закон.
Чем может заниматься суд по правам человека
«Существует очень много жалоб на несправедливые приговоры, и наиболее резонансные из них могли бы быть предметом разбирательства в таком специализированном суде. При этом суд будет рассматривать жалобы с точки зрения нарушения положений главы 2 Конституции России, посвященной правам и свободам человека и гражданина», — рассуждает в беседе с РБК бывший глава СПЧ Федотов. По его мнению, идея требует очень серьезной проработки, потому что новый институт, если он будет создан, нужно аккуратно вписать в российскую судебную систему; при этом возможно серьезное сопротивление в том числе правоохранительных органов. Новый суд, по словам Федотова, может быть построен по модели Суда по интеллектуальным правам, который рассматривает строго определенные категории дел.
В отличие от последнего, юрисдикция суда по правам человека на национальном уровне оказалась бы предельно размытой, сказал РБК руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков: «Идея довольно странная просто потому, что трудно провести границу между делами о правах человека и всеми остальными. Полицейский избил до смерти задержанного — это должен рассматривать суд общей юрисдикции по уголовным делам или суд по правам человека? Или дело о халатности? Выделить эту компетенцию нереально».
«Достаточно посмотреть на практику ЕСПЧ по делам против России: это и интересы коммерческих компаний, и вопросы, связанные с пособиями, и семейные вопросы раздела детей, и вопросы раздела имущества, и сами по себе вопросы справедливости судебного процесса. Отделить обычный суд, суд общей юрисдикции или даже арбитражный суд от особого суда, который бы занимался только вопросами прав человека, невозможно: все российские суды, включая военные или Конституционный, рассматривают вопросы прав человека», — пояснил Чиков. По его словам, ему неизвестно о существовании где-либо в мире национальных судов по правам человека, все подобные инстанции — международные.
О чем говорит предложение создать «российский Страсбург»
Власть явно недовольна тем, что в последние годы на поток поставлены жалобы россиян в ЕСПЧ на ущемление как их социальных, так и политических прав, которые часто получают поддержку в Страсбурге, отметил в беседе с РБК политолог Александр Пожалов. Он допускает, что власть рассчитывает на то, что в случае создания российской судебной инстанции по правам человека часть этого потока останется в России. Пожалов допускает, что такая инстанция может быть ориентирована на прием жалоб от граждан других государств или россиян, живущих за рубежом, и тогда этот институт получит внешнеполитическое значение: «Он может рассматриваться как своего рода soft power. Вовне это может продвигаться как своего рода консервативная альтернатива ЕСПЧ, часть решений которого воспринимаются консерваторами как явно политизированные».
Едва ли идея о российском суде по правам человека может свидетельствовать об очередном обострении отношений России с Советом Европы и ее готовности выйти из его состава, а значит, и из-под юрисдикции ЕСПЧ, сказал РБК Чиков. «В настоящее время все имевшиеся противоречия и сложности во взаимоотношениях устранены, и сейчас период хороших отношений между Россией и Советом Европы», — пояснил эксперт.