Путин впервые прокомментировал самоубийство журналистки Славиной
Смерть покончившей с собой нижегородской журналистки Ирины Славиной напрямую не связана со злоупотреблениями со стороны следствия. Об этом на заседании Совета по правам человека (СПЧ) заявил президент Владимир Путин, трансляцию мероприятия вел телеканал «Россия 24».
На заседании член СПЧ Евгений Мысловский отметил, что сотрудники правоохранительных органов проявили чрезмерное внимание к Славиной, в частности провели у нее рано утром обыск, хотя журналистка проходила по делу лишь свидетелем.
В ответ Путин спросил, заводили ли против Славиной уголовное дело. «Я просто не понимаю тогда, что было причиной суицида, если она не была даже [фигуранткой дела]», — сказал он.
Мысловский ответил, что это вопрос психики, поскольку журналистке «казалось, что ее там затравили». «То есть вы сказали, что она была неуравновешенным человеком психически. <...> То есть это напрямую не связано все-таки с какими-то злоупотреблениями со стороны органов следствия», — отметил президент.
По словам Путина, в ходе следствия и судебных разбирательств всегда и везде бывает огромное количество проблем. «Спросите любого адвоката, он назовет вам десяток, а может быть, тысячи, как они считают, неправомочных решений. Но все-таки давайте согласимся в том, что отдельные примеры не могут, если нет статистики, которая говорила бы об определенной массовости нарушений, не позволяют нам сделать вывод об эффективности или неэффективности системы в целом», — сказал он. В то же время президент заявил о необходимости работать по каждому случаю, чтобы не было «этой массовости».
Главный редактор нижегородского издания Koza.Press Ирина Славина покончила с собой 2 октября у здания городского МВД. Она оставила в Facebook запись: «В моей смерти прошу винить Российскую Федерацию».
Незадолго до этого силовики пришли с обыском в квартиру Славиной. «Сегодня в 6:00 в мою квартиру с бензорезом и фомкой вошли 12 человек: сотрудники СКР, полиции, СОБР, понятые. Дверь открыл муж. Я, будучи голой, одевалась уже под присмотром незнакомой мне дамы. Проводили обыск. Адвокату позвонить не дали», — писала журналистка в Facebook. По ее словам, силовики искали счета, листовки и брошюры «Открытой России».
Обыски в этот день проводились и у других активистов оппозиции в Нижнем Новгороде, сообщил исполнительный директор «Открытой России» Андрей Пивоваров. По его словам, они были связаны с «делом о якобы сотрудничестве с «нежелательной организацией».
В Следственном комитете связь между самоубийством Славиной и проводившимся обыском исключили.
Следствие дважды отказалось возбудить уголовное дело о доведении Славиной до самоубийства. В первый раз отказ объяснили отсутствием «объективных данных», которые бы подтвердили состав преступления, а посмертная психолого-психиатрическая экспертиза показала, что журналистка «с высокой степенью вероятности обнаруживала признаки психического расстройства в форме смешанного расстройства личности».
Однако позже СК отменил это решение и продолжил проверку, сообщил РБК адвокат Александр Караваев. В этот раз уголовное дело также возбуждено не было. Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза показала, что суицид журналистки «явился результатом внутренней переработки, осознанного решения уйти из жизни», утверждалось в постановлении.