Госдума одобрила запрет брать в школы не знающих русский язык мигрантов
«Школа не занимается подготовкой к школе»: как Дума принимала закон о детях мигрантов
Государственная дума в первом чтении единогласно одобрила законопроект, который предусматривает обязательное тестирование на знание русского языка у детей мигрантов при приеме в школы, передает корреспондент РБК.
В случае окончательного одобрения законопроекта изменится ст. 78 закона «Об образовании». Согласно проекту, дети, которые не смогут успешно пройти тестирование, не будут допущены к учебе. В документе не описан порядок проведения такого тестирования — его должно будет установить Министерство просвещения.
Также в школы не примут тех, кто незаконно находится на территории России, — при приеме необходимо будет предоставить документ, подтверждающий легальность пребывания.
Законопроект «позволит обеспечить защиту прав граждан России на образование, а также гарантирует его доступность и качество», — заявила вице-спикер Думы и автор законопроекта Ирина Яровая. Она отметила, что если ребенок не сможет пройти тестирование, то родители могут обратиться в школу с заявлением о приеме позже, когда ребенок улучшит знание языка. Количество таких попыток не ограничено. Яровая уверена, что поправки полностью согласуются с международными соглашениями, так как образование остается доступным и бесплатным.
В ответ на вопрос, планируется ли организовать классы для дополнительного изучения языка, Яровая заявила, что этот вопрос находится в зоне ответственности регионов. «Школа занимается обучением, а не подготовкой к школе. Это полномочия региона, как они будут обеспечивать работу по адаптации и интеграции», — указала Яровая.
Член комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Ларионова в ходе обсуждения законопроекта отметила, что не все приехавшие на заработки родители смогут решить вопрос с оплатой обучения детей русскому языку. «Не обрекаем ли мы детей, не принятых в образовательные организации, на то, что они будут предоставлены сами себе и улице? Не создадим ли мы условия для роста правонарушений и подростковой преступности?» — задала она вопрос Яровой. Ларионова также предложила ко второму чтению предусмотреть меры повышения эффективности по исполнению программ адаптации и интеграции мигрантов.
Яровая на это ответила, что трудовым мигрантам совершенно не обязательно привозить с собой в Россию несовершеннолетних детей. «Мы исходим из того, что большинство тех, кто хотел бы обучаться в российской школе, обладают знанием русского языка или будут им обладать», — также указала она.
Глава комитета Госдумы по просвещению Ирина Белых сообщила, что за неделю в комитет поступили 84 письма из регионов с поддержкой законопроекта без замечаний. «Это к тому, как относятся регионы. Для них это жизненно важный проект. Наши учителя нуждаются в нашей с вами поддержке», — сказала Белых.
«Речь идет о том, чтобы не допустить в один класс для получения образования тех, кто не знает русский язык, потому что присутствие детей, не знающих русский язык, не дает нормально осваивать программы нашим, российским детям. Мы должны думать о наших, российских детях. Готовы учиться? Пожалуйста, сдавайте тест, учитесь», — заявил РБК один из авторов законопроекта, глава комитета по социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Депутат отмечает, что ответственность за готовность детей к обучению на русском языке лежит на их родителях. По его мнению, если дети не пройдут тестирование на знание языка, то дальнейшее обучение русскому должно проходить не бесплатно, а за счет мигрантов.
Нилов напомнил, что депутаты от фракции ЛДПР уже внесли в Госдуму законопроект, которым предлагается сделать все школьное и профессиональное образование в России платным для мигрантов.
«Благотворительности быть не должно. Почему я, вы, читатели должны оплачивать обучение иностранных граждан? Пусть работодатель платит, пусть посольство платит, пусть страна платит, пусть сами платят», — считает Нилов. При этом, по мнению депутата, деньги, заплаченные за такое обучение, надо направлять в поддержку учителей, для увеличения им заработной платы.
Депутаты планируют рассмотреть законопроект 11 декабря сразу во втором и третьем чтениях в приоритетном порядке. После принятия он должен вступить в силу с 1 апреля 2025 года.
Какие вопросы вызывает законопроект у экспертов
Точное число детей мигрантов, обучающихся в российских школах, авторы законопроекта не указали. В 2021 году их численность властями оценивалась в 140 тыс. Согласно социологическому исследованию Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, в 2023 году учащихся было около 181 500 человек.
В октябре по инициативе Министерства просвещения в школах провели тестирование иностранных детей на знание русского языка. По данным мониторинга, на начало учебного года языковую диагностику прошли 154,8 тыс. детей иностранных граждан — 74,4% от общего числа детей-мигрантов, которые учатся в российских образовательных организациях всех уровней, что позволяет сделать вывод, что всего таких иностранных учеников в стране 208 тыс.
Результаты диагностики — более 58% детей-мигрантов прошли ее успешно, у 23% учеников выявили трудности в обучении, а почти 18% знают язык плохо или не знают совсем.
«Если массово смотреть, то в российские школы поступает не так много не владеющих языком детей. Те, кого берут в школу с плохим знанием языка, обычно осваивают базовые знания довольно быстро, где-то за полгода, а через два года у такого ученика может уже не быть акцента», — сказала РБК куратор проекта «Перелетные дети» Анна Орлова. По общему правилу: чем меньше ребенок, тем быстрее он осваивает язык, а чем старше — тем сложнее адаптируется, продолжает она. Если в результате тестирования без обучения в школе останутся подростки, это может привести такого подростка на улицу, в преступную среду, предупреждает она.
К тому же, отмечает Орлова, до сих пор непонятно, каким образом будет организовано обучение детей, которые не дотягивают до нужного уровня владения языком.
Министр просвещения Сергей Кравцов сообщал, что ведомство сейчас прорабатывает вопрос создания центров по изучению русского языка для детей из других стран, которые в этом нуждаются, на базе педагогических вузов.
Введение дополнительных условий для детей перед поступлением в школу не согласуется с законом «Об образовании» (ч. 2 ст. 78), согласно которому иностранцы и лица без гражданства обладают равными с россиянами правами на общедоступное бесплатное образование. Россия, как член Содружества Независимых Государств, также входит в число подписантов Соглашения в области образования 1992 года, в котором говорится, что гражданин одной страны — участницы договора, живущий на территории другой, имеет равные с ее гражданами права на образование. Глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев в интервью РБК признавал, что дети и подростки, не допущенные к учебе в школе, могут оказаться несоциализированы. «Можем получить проблему <...>. Но это не означает, что надо стоять на месте. Надо как можно быстрее организовывать эти учебные центры», — заявил он.
Недопуск детей с плохим уровнем знания языка в школы — это прямая дискриминация, считает координатор проекта «Доступ к образованию» комитета «Гражданское содействие» (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов) Софья Исмаилова. По ее мнению, принятие законопроекта не решит саму проблему низкого уровня знания русского языка. Исмаилова отметила, что до сих пор в России не существует какой-либо государственной программы по адаптации и изучению русского языка для детей иностранных граждан. Единственная возможность учить русский, если в семье на нем не говорят, — платно у репетиторов.
Если бы дети иностранцев посещали детские сады, изучение русского начиналось бы гораздо раньше и дети были бы уже подготовлены к школе, считает Исмаилова. По ее мнению, наряду с запретом принимать в школу детей, плохо владеющих языком, стоило бы также предусмотреть создание адаптационных классов: в них дети иностранцев могли бы изучать русский язык как иностранный и проходить основные предметы школьной программы, а уже потом — вливаться в общий класс.