В правительстве решили проблемы по проекту о беспилотных такси
Правительство устранило межведомственные разногласия по постановлению, в рамках которого в России будут запущены беспилотные такси, рассказали источники «Ведомостей».
Документ называется «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств». Собеседники издания уточнили, что принятие постановления и публикация программы запуска запланированы в январе. Срок действия экспериментального правового режима (ЭПР) исчисляется с 20-го рабочего дня после издания акта.
В декабре глава «Яндекса» Тигран Худавердян в интервью РБК сообщил, что компания ждет разрешения на публичное тестирование беспилотных такси на дорогах общественного пользования и планирует начать это в московском районе Ясенево. По его словам, решение правительства ожидалось в течение недель. В ответ на вопрос, почему решение о запуске теста принимается так долго, Худавердян указал на вопросы безопасности. «Согласитесь, это решение не очевидно простое <...>. Мы впервые имеем дело с технологией, безопасность которой особенно важна в каждый момент времени. <...> Поэтому мы и осторожны и в целом с уважением относимся, когда регулятор относится к этому так же, то есть во главу ставит безопасность и здравый смысл», — подчеркнул он.
Проект был разработан в Минэкономики в прошлом году на основе заявки «Яндекса», внесен в правительство в конце года и после этого дорабатывался, «поскольку в реализацию эксперимента вовлечено большое количество участников», отметил представитель министерства. Источник газеты в одном из федеральных ведомств пояснил, что дополнительное время потребовалось для изучения разных аспектов реализации проекта, в том числе в сфере безопасности беспилотного транспорта. В частности, в новой редакции учтены замечания ГИБДД.
«Ведомости» ознакомились с проектом документа. В нем предлагается, в частности, обязать «Яндекс» передавать данные о поездках беспилотных такси в Москве в государственную информационную систему. Представитель пресс-службы столичного дептранса уточнила «Ведомостям», что информация о местоположении машин будет передаваться в Региональную навигационно-информационную систему (РНИС). Кроме того, оператор сервиса должен будет прекратить эксплуатацию беспилотников в Москве на определенное время в случае распоряжения властей. В дептрансе объяснили, что это необходимо на случай перекрытия дорог, ограничения движения или переноса остановок.
Компания также должна будет регулярно отчитываться об административных нарушениях с участием беспилотных такси. Контролировать осуществление эксперимента будут МВД, Ространснадзор и региональные власти.
Согласно документу, первые беспилотные такси появятся на 18 улицах Москвы, на территории «Сколково», а также в Иннополисе (Татарстан) и на территории центра «Сириус» в Краснодарском крае. «При этом только в «Сколково» и Иннополисе смогут эксплуатироваться полностью беспилотные такси, на других территориях на пассажирском сиденье обязан находиться инженер, который будет контролировать обстановку и иметь возможность подключаться к управлению высокоавтоматизированным транспортным средством», — отметила представитель секретариата вице-премьера Дмитрия Чернышенко Ольга Баринова.
Представитель «Яндекса» Юлия Швейко, в свою очередь, добавила, что на первом этапе автомобили будут перемещаться «между заранее определенными точками посадки и высадки» в районе Ясенево, таких точек будут десятки. По ее словам, сервис планируется запустить в начале 2022 года, после получения официального разрешения. Беспилотное такси можно будет заказать в приложении «Яндекс.Go». Цена будет сопоставима с ценой поездки на обычном такси. Сначала воспользоваться услугой смогут лишь те, кто отправил заявку на участие в тестировании. Швейко отметила, что компания уже получила более 10 тыс. таких заявок.
Баринова сказала, что в будущем к ЭПР смогут присоединиться и другие компании.
«Яндекс» испытал первые прототипы беспилотных автомобилей весной 2017 года. В сентябре 2020-го он выделил направление беспилотных автомобилей в отдельную компанию Yandex Self-Driving Group (Yandex SDG).
В прошлом ноябре Мосгордума одобрила установление в столице ЭПР для эксплуатации беспилотного автотранспорта. В конце декабря вице-мэр Москвы Максим Ликсутов в интервью РБК говорил, что о беспилотном транспорте «серьезно нужно будет говорить» через 10–15 лет. Он добавил, что дептранс вместе с «Яндексом» тестирует беспилотный трамвай.