«Коммерсантъ» сообщил о нехватке препаратов от болезни Паркинсона
В России возник дефицит препаратов с леводопой, необходимых пациентам с болезнью Паркинсона, сообщил «Коммерсантъ».
По данным издания, израильская фармкомпания Teva прекратила поставлять в Россию лекарство «Леводопа / Бенсеразит-Тева»: как объяснили в компании, зарегистрированная государством цена на препарат не позволяет покрыть производственные и логистические издержки. В конце 2021 года с рынка ушел еще один препарат — «Мадопар» компании Hoffman-La Roche, которая также заявила об экономической нецелесообразности поставок из-за методики ценообразования для лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Этот перечень утверждается правительством для государственного регулирования цен на лекарства.
После этого на рынке остались российские дженерики «Бензиэль» от компании «Канонфарма» и «Леводопа + Бенсеразид» производства «Изварино Фарма», но в последнее время из аптек пропали и они. «Изварино Фарма» сообщила «Коммерсанту», что ее препарат отсутствует на фармрынке, «поскольку низкая цена ЖНВЛП не обеспечивала рентабельности». «Канонфарма» некоторое время выпускала «Бензиэль в убыток себе (себестоимость производства составляет 1 тыс. руб., зарегистрированная цена — около 600 руб.), но после роста курса валют и нарушения логистических цепочек в конце февраля компания не смогла закупить субстанцию. «Канонфарма» рассчитывает возобновить производство в конце июля — августе.
По словам невролога, главного исследователя центра клинических исследований «Неббиоло» в Томске Натальи Жуковой, леводопа — «золотой стандарт» при лечении болезни Паркинсона, и прежде врачи в рутинной практике начинали с «Мадопара», но в последнее время «приходилось начинать с того препарата, который есть в аптеке». Как сообщила Жукова, сейчас в аптеках города нет «Леводопа / Бенсеразид-Тева», «Мадопара», «Накома», «Синдопа», «Тремонорма», «Тидомета», «Бензиэля» — в небольшом количестве есть лишь трехкомпонентный препарат «Леводопа / Карбидопа / Энтакапон (Сталево)», который из-за дороговизны могут себе позволить не все пациенты.
Руководитель неофициального сообщества больных Паркинсоном Елена Шубина рассказала, что последние два года многие семьи пытались приобретать лекарства за рубежом. «Когда границы закрыты, я даже не знаю, что мы будем делать. Наверное, какое-то время просуществуем на остатках: кто-то продает излишки, кто-то после умерших родственников продает или передает препараты в дар», — сказала она. Директор фонда помощи больным Паркинсоном «Движение — жизнь» сообщил, что звонки от пациентов, которые не могут найти препарат, поступают каждый день, а без приема леводопы состояние ухудшается вплоть до парализации.
Директор маркетингового агентства DSM Group, которое специализируется на исследованиях фармацевтического рынка, Сергей Шуляк отметил, что ФАС «очень неохотно» идет на повышение установленной стоимости препаратов из списка ЖНВЛП.
Как отмечает издание, в России живут почти 300 тыс. пациентов с болезнью Паркинсона, до 70% из них ежедневно необходимы препараты с леводопой. Болезнь Паркинсона — хроническое прогрессирующее нейродегеративное расстройство, которое характеризуется тремором, мышечной ригидностью, гипокинезией (снижение двигательной активности и замедленность движений).
В конце марта Минздрав опубликовал проект постановления, в соответствии с которым он может начать закупки медицинских препаратов, которых нет в обращении в России либо по которым возник дефицит. После этого министерство сможет перераспределять эти препараты в регионах по результатам мониторинга.
Росздравнадзор после введения против России санкций в конце февраля и ограничения поставок от некоторых иностранных фармкомпаний заявил, что не опасается дефицита лекарств, а недостаток отдельных средств в аптеках вскоре будет компенсирован дистрибьюторами.